Альбина Хайдарова
Консультация «Лепбук в образовательной деятельности дошкольников»
«Час работы научит большему, чем день
объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в
мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Жан-Жак Руссо
Детский сад является первой и очень ответственной ступенью общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача по совершенствованию воспитательно-образовательной работы и улучшению подготовки детей к обучению в школе. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Публикация «Консультация „Лепбук в образовательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым». Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями. Педагог должен идти в ногу со временем, а иногда чуть опережать его, проявляя свое творчество и фантазию. Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Результатом такого поиска может стать «лэпбук» или тематическая папка.
Лэпбук (lapbook) – это новое средство из Америки, которое представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или, как его еще называют, тематическая папка.
В России этот метод является новым и, пока еще не получил столь широкого распространения. Новизна данной методики заключается в том, что для детей лэпбук – это своего рода игрушка, или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, дверками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое и креативно оформляет.
Актуальность данной методики в том, что лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс изготовления очень занятен и интересен.
Целью использования лэпбука является получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.
При сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребенок, ребенок-родитель, педагог-родитель.
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. «Лэпбук» :
информативен;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
обладает дидактическими свойствами (несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.);
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Изучив методическую литературу о лэпбуке, было принято решение применить его в образовательной деятельности. Создание лэпбука необходимо начинать с выбора темы. Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие, обобщающие» темы – например, «Времена года», «Насекомые», «Профессии», «Транспорт», «ПДД» и т. д. То есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста нужно брать более узкие темы, несущие конкретную информацию. К узким темам можно отнести такие темы, как «Зима», «Божьи коровки», «Поезд», «Дорожные знаки» и т. д.
После выбора темы, необходимо составить план, так как лэпбук — это учебное пособие. Поэтому необходимо продумть, что лэпбук будет в себя включать, какие разделы содержать, чтобы полностью раскрыть выбранную тему. В формате слайда представлены планы лэпбуков «Экология», «Путешествие капельки».
Следующий этап – это реализация всех замыслов и оформление их в красочной, информативной тематической папке, т. е. разработка макета. Здесь нет границ, все зависит только от фантазии, воображения и желания. Последним этапом работы является представление своего продукта родителям и детям, его применение в своей педагогической деятельности и подключение родителей к совместному детско-родительскому творчеству.
Для закрепления знаний, полученных в рамках тематической недели, были изготовлены лэпбуки: к тематической неделе «Азбука безопасности» – лэпбук «ПДД», к неделе «Волшебница вода» – лэпбук «Путешествие капельки». Основная цель лэпбука «ПДД» : закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, видах транспорта, активизация мыслительной и познавательной деятельности, памяти, внимания.
Лэпбук «Путешествие капельки» в игровой форме систематизирует знания детей о круговороте воды в природе, о состояниях воды, значении ее для человека и природы. Также он содержит игры на формирование математических представлений, восприятия цвета, эмоций. Включает дыхательную гимнастику, загадки и потешки по теме.
В рамках акции «Кормушка» совместно с родителями была изготовлена тематическая папка «Птицы на кормушке». Здесь дети сами, манипулируя деталями, создают в нём картину о жизни зимующих птиц. Например, дети знают, что одни зимующие птицы предпочитают жить в лесу, а другие выбирают жизнь рядом с человеком. Таким образом, у детей расширяются представления о лесных и городских зимующих птицах. Также в нем расположены два поля для составления целой картинки из частей, в него входит мини-книжка и конверт для раскрасок по теме.
2017 год был объявлен годом экологии в России, и в связи с этим разработан лэпбук «Экология», который содержит различные игры для экологического образования дошкольников. Для формирования и закрепления представлений детей о временах года, создан комплект лэпбуков «Времена года», которые одновременно используются и как календарь природы.
Детям очень нравится заниматься с лэпбуком. Наблюдая со стороны за детьми нужно сказать, что их восторгу нет предела. В любое удобное время они просто открывают лэпбук и с радостью повторяют пройденное, рассматривая книжку, выполняют задания. Родители также очень заинтересованы данной формой работы.
Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности, значительно повысилась познавательная активность, любознательность, наблюдательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Лэпбук стал эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству и совместному развитию личности ребенка.
Исходя из интересов детей, запланирована работа по изготовлению индивидуальных лэпбуков, когда ребенок в условиях семьи в течение определенного времени изготавливает свою книжку вместе с родителями, а потом презентует её детям группы. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Уважаемые коллеги! В заключении, в качестве призыва, хочется сказать, что эта форма работы будет полезна:
• Тем, кто постоянно занимается саморазвитием.
• Тем, кто хочет повысить эффективность самообучения.
• Тем, кто хочет показать детям, что учиться — это весело!
Используемая литература:
1. Лэпбук как часть предметно-пространственной развивающей среды в детском саду. [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetno-prostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html
2. Как сделать лэпбук. Мастер класс. Это интересно! [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html