Виноградова Надежда
Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование
Тема: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников».
Начало работы над темой: 01.09.2015г.
Окончание работы над темой: 30.05. 2016г.
План работы над темой.
1. Организационно-ознакомительный (диагностический) этап. (Сентябрь - октябрь 2015г.)
Актуальность темы
Публикация «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский)С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Определение целей и задач работы над темой.
Цель: Повышение профессионального уровня
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей
3. Изучить особенности организации игровых моментов в группе
Планирование работы по самообразованию.
(Сентябрь-октябрь 2015г.)
Подбор и изучение психолога – педагогической, методической литературы по теме (в течение года)
1. Изучение нормативно – правовых документов.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
3. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста : теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
4. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
5. Играют взрослые и дети : из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
6. Максаков А. И. Учите, играя : Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с
8. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128
9. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме
2. Основной (практический) этап (октябрь – май)
Работа с детьми:
Формы и методы работы с детьми
Игры детей могут происходить в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности должны быть созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
В физическом направлении развития детей создается зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью.
Для социально-личностного направления развития детей создаются центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя.
В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.
Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области : художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.
В центре искусства дети лепят, рисуют.
В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)
В познавательном, речевом развитии ребенка создается центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик.
Работа организуется по двум направлениям:
• проводятся игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;
• побуждать детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.
В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:
• Наглядность
• Сюжет
• Слово
Все игры детей развиваются под руководством воспитателя, он знакомит их с окружающей жизнью, обогащает их впечатлениями, оказывает помощь в организации и проведении игр.
Работа с родителями:
1. Родительское собрание на тему : «Игры и игрушки наших детей» (Октябрь 2015г.)
2. Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре» (В течение года)
3. Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?» (Ноябрь2015г.)
4. Памятка для родителей: «Чему научит игра?» (Декабрь 2015г.) Консультация : «Сколько игрушек, и каких важно иметь в игровом уголке?» (Февраль 2016г.)
5. Выставка детских рисунков: «Играя - учимся, играя—познаём!» (Февраль 2016г.) Вечер игр: «Весёлые игры» (Март 2016г) Спортивное соревнование: «Будем спортом заниматься» (Март 2016г.) Буклет для родителей: «Игры на внимание» (Апрель 2016г.)
6. Неделя игры в детском саду (Май 2016г.)
Взаимодействие с педагогами.
1. Консультации для педагогов:
2. «Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»,
3. «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
4. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей (в течение года).
5. Посещение МО, изучение опытов других воспитателей с использованием статей из журналов и интернет источников. (В течение года)
6. Неделя педмастерства: Игровой досуг: «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр»
3. Заключительный (обобщающий) этап
• Создание картотеки игр.
• Пополнение атрибутами центров для игр: центры сюжетно-ролевых игр,, центр ряженья, центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности и так далее.
• Составление конспектов занятий, развлечений по теме.
• Проект на тему: «Игра как средство развитие речи»
• Неделя педмастерства: Игровой досуг: «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр»
• Отчёт по проделанной работе по плану самообразования на педагогическом совете (май)