Адема Копылова
Технология разноуровневого обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Идея учета индивидуальных особенностей обучения ребенка и дифференцированного подхода к нему в процессе воспитания и обучения зародилась давно. Основоположником этой технологии является американский ученный и педагог Джон Дьюи.
Актуальность: В настоящее время возросло число детей, которое в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ.
Публикация «Технология разноуровневого обучения» размещена в разделах
Цель технологии разноуровневого обучения : обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Основная задача: увидеть индивидуальность воспитанника и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Проведя входную диагностику по всем образовательным областям, стало видно, что дети даже одной возрастной категории находятся на разном уровне развития. А учитывая то, что группа разновозрастная применение разноуровневой технологии обучения становится просто необходимо.
Гипотеза: При систематическом использовании технологии разноуровневого обучения по мере развития воспитанники могут переходить с одного уровня на другой, более высокий.
В нашей группе мы применяем технологию разноуровневого обучения по всем образовательным областям. Хочу предстать вашему вниманию один из инструментов для воплощения разноуровневого обучения в нашей группе является «Дары Фребеля», которая сама по себе является технологией обучения, подробнее я вам расскажу об этом на мастер-классе
Преодолению неуспешности у детей дошкольного возраста предшествует не только своевременная диагностика развития ребенка, выявление трудностей и их причин., но и применение технологий разноуровневого обучения
Что же такое разноуровневая технология обучения- это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому воспитаннику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способности и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
При реализации разноуровневого обучения каждое занятие имело чётко сформулированную тему, цель и задачи. Содержание учебного материала было научным и вместе с тем доступным детям. На каждом занятии перед детьми ставились конкретные задачи, при этом мы старались добиться от каждого ребёнка (в зависимости от его возможностей) их реализации.
В ходе занятий использовались различные варианты дифференцированного подхода:
• по уровню сложности – например, дидактические упражнения и игры, позволяющие индивидуализировать работу, то есть давать задания с учётом речевых, умственных и психофизических возможностей ребёнка, максимально развивая его способности;
• по уровню творческих способностей - задания подразумевают работу с геометрическими фигурами, со счётными палочками, верёвочками, иллюстрациями. При этом можно использовать коллективную работу с элементами индивидуализации.
В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного подхода, поскольку сама проблема разноуровневого обучения носит творческий характер. Однако именно разноуровневое обучение позволяет воспитателю помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Разноуровневые программы для детей делают процесс обучения интересным, повышают познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, благотворно влияют на все стороны развития личности дошкольника.
В ходе итоговой диагностики стало видно, что технология разноуровневого обучения дает положительные результаты. Повысились показатели по всем образовательным областям. Из чего можно сделать вывод что гипотеза доказана, уровень знаний детей повысился.