Марина Чуканова
Патриотическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать
Патриотическое воспитание дошкольников
средствами театрализованной деятельности.
Спектакль – мюзикл «Репка»
Руководители:
Ильина Татьяна Вячеславовна, музыкальный руководитель
Чуканова Марина Сергеевна, воспитатель
«… воспитание, если оно не хочет быть
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
бессильным, должно быть «народным».
К. Д. Ушинский
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Театрализованная деятельность занимает особое место в патриотическом воспитании дошкольников, поскольку театральное искусство имеет сильное эмоциональное воздействие на человека. Для детей театр - это игра, для родителей - праздник, для педагогов - работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. И поэтому театр «живет» у нас в детском саду, им «заражены» и взрослые и дети.
Театрализация является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления или нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. В театральных играх осуществляется один из принципов личностно-ориентированной педагогики – принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия. Именно в театрализованных играх ребёнок получает определённые знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребёнок переживает разнообразные эмоциональные состояния и действует. Продуктивная деятельность : атрибуты, декорации, костюмы, игрушки.
Характерной особенностью театрализованных постановок является их фольклорная или литературная основа. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так К. Д. Ушинский отмечал «что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть «народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. В постановках на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа. Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения («битый не битого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».) Для развития связной речи и для того, чтобы показать богатство, красоту родного языка при подготовке спектаклей используется такой приём, как пересказывание стихотворного текста своими словами. Ещё не запомнив стихотворный текст, дети обыгрывают действия, передавая основной смысл своими словами. И на практике убеждаемся, что об одном и том же можно сказать разными словами.
Большую роль в театральных постановках играет музыкальное сопровождение. Постановка на основе фольклора дает возможность познакомить детей с богатством и разнообразием русских мелодий и способов их исполнения, музыкальных инструментов. Именно музыка помогает создать положительный эмоциональный настрой, расцвечивает игру, снимает некоторую монотонность речевых диалогов и монологов. Музыка помогает детям почувствовать и передать необходимое настроение, протанцевать народный танец.
Таким образом, театральная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Эта работа даёт возможность сформировать отношение ответственности и уважения к истории и культуре своей страны, края, города, воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. У дошкольников систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.