МААМ-картинки

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой Кубани

Елена Быхало
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой Кубани
▼ Скачать + Заказать документы

Каждому из нас дорого место, где мы появились на свет, выросли, где началась наша дорога в большую жизнь. Каждому дороги старый деревенский дом, друзья, близкие люди. Любовь к России начинается именно здесь. И начинается она с любви к своим близким, истории семьи и края, его традициям и обычаям. Работу по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников я рекомендую проводить по нескольким направлениям:

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой Кубани» размещена в разделах

1. История Кубани : В этом направлении можно рассказать об основном населении Кубани до переселения казаков- адыгов. Об одном из первых поселений казаков- Екатерининском, которому суждено было стать столицей казачьего края, которое в последствии стало прекрасным городом Краснодаром и получило статус краевого центра. Познакомить детей с понятием Малая Родина.

2. Прочитать народные изречения о Кубани :

«Кубань- родная земля

«Кубань- Жемчужина России

«Кубань- наша Родина

«Кубань- мать Родная

«Кубань- житница России, сопровождая свой рассказ показом слайдов или иллюстраций. Можно рассказать, что всех жителей городов, станиц, поселков, хуторов Краснодарского края называют «кубанцами» и «земляками». Так называют людей, у которых одна земля и общая Малая Родина. Кубанская земля – казачий край, но на ней живут люди разных национальностей: русские, адыги, армяне, греки, украинцы и многие другие. У каждого народа свои праздники и обычаи, песни и сказки, но всех их объединяет любовь к нашей прекрасной Кубани. Можно познакомить детей с гербом, флагом, гимном краснодарского края. Рассказать, что изображено на гербе и почему, какие цвета на флаге и что они символизируют. Обратить внимание на то, что гимн всегда слушают стоя.

Второе направление в нравственно-патриотическом воспитании это знакомство с историей родной станицы, знакомство с обычаями, языком, одеждой и бытом. Расскажите, что свои жилища- хаты казаки строили из местных материалов: соломы, камыша, глины. Пол мазали глиной, коровяком. Такой пол назывался «доливкой». Крышу покрывали камышом соломой. Снаружи хату белили, красили ставни. Внутри украшали половичками, занавесками, покрывалами, вышивками. Особое место в хате занимала печь. В стужу она обогревала, на ней спали, готовили еду. Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай для скота, амбар, погреб, летняя печь – кабыца, навес для повозок.

Почти в каждой станице, поселке есть небольшой сельский музей, в котором собраны старинная казачья утварь, посуда (глэчики, казанки, миски, макитры, кувшины, элементы казака и казачки, средства передвижения (повозки, брички, телеги, изделия народно-прикладного искусства. Но можно и в дошкольном учреждении создать хату и макеты казачьего дома и подворья. Предоставляйте детям возможность окунуться в атмосферу старинного казачьего быта. Позвольте поиграть и использовать собранные атрибуты в сложно – ролевых играх, а знания применять в продуктивной деятельности (трудовой, конструктивной, изобразительной, речевой).

В застольном этикете кубанских казаков формировалось уважение и почитание родителей. Глава семейства первым подходил к столу, читал молитву, и все, перекрестившись, садились за стол. Хлеб за столом также резал глава семейства, предварительно перекрестив его ножом, затем раздавал всем за столом. К хлебу отношение было благоговейное, ценилась каждая крошка, и эти принципы формировались у детей. Разданный хлеб нужно было съесть до конца. Детям говорили: «Вот, не доешь хлеб, а он будет за тобой гоняться ночью». Здесь наблюдаются элементы запрета и наказания в случае неисполнения традиционных правил поведения.

«Право первой ложки» повсеместно на Кубани принадлежало главе семейства, и это считалось само собой разумеющимся. «Если только сели за стол, первый черпнул отец, потом берите все». Говорили так: «Первую ложку отец берет, потом вторую, третью, а после третьей тогда все». К еде члены трапезы приступали после того, как глава семейства брал ложку, и при этом соблюдался порядок старшинства. Если поведение за столом было неправильным, могло последовать наказание от родителя в виде удара по лбу ложкой. Наиболее строгое наказание-изгнание из-за стола. Нарушением этикета за столом, помимо игнорирования старшинства, считались разговоры, смех, нерегламентированный выход из-за стола, спешка, неаккуратность, избирательность в еде.

Также дети с интересом слушают рассказы о Великой Отечественной Войне, о героях-земляках, участвуют в экскурсиях по памятным местам. Во многих населенных пунктах нашего края в память о погибших ВОВ горят Вечные огни, имеются братские могилы, памятники неизвестному солдату. Кубанская земля – мать многих героев. Их много. Имена героев вписаны в историю Кубани. Знать и помнить их имена- долг всех живущих на земле. Педагоги должны иметь глубокие познания о ВОВ и интересно, доступно, увлекательно рассказывать о героях – земляках. Организуйте экскурсии, целевые прогулки в памятные дни, возложение цветов к памятникам погибших воинам. Организуйте по возможности встречи с ветеранами (их рассказы, эпизоды о боевых сражениях, подвигах героев).

Следующее направление в нравственном и патриотическом воспитании дошкольника «Кубань - житница России».

Экскурсии по родной станице в разное время года расширяют представление о родном селе, о видах труда его жителей и сельском хозяйстве. Кубань чудесный благодарный край хлебных полей, привальных степей, цветущих садов, виноградников, красивых здравниц. В этом крае живут замечательные люди: трактористы, комбайнеры, полеводы, виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, спортсмены, художники и поэты.

Расскажите детям о профессиях их родителей, рассмотрите иллюстрации, рассказывающие о той или иной профессии, иллюстрации с изображением фабрик, заводов, техники.

«Кубань в стихах и прозе». В этом направлении предлагается читать детям произведения кубанских поэтов, таких как В. Нестеренко, В. Попов, К. Обойщикова. Устраивать конкурсы юных чтецов, литературные викторины, праздничные концерты, посвященные родному краю, казачеству, неповторимой кубанской природе. Основанные на поэзии кубанских поэтов, а также произведениях кубанского фольклора могут стать неотъемлемой частью детского сада.

Кубанские казаки отдавали предпочтение именно духовным устремлениям, а не материальным. Индивидуализм, разобщенность никогда не были категориями духовной культуры русского народа. Истинные духовные ценности – добро, любовь, коллективизм, сочувствие, взаимопомощь, благородство, ответственность – прививаются с детства в семье, как в естественной среде. В семье происходит передача и трансформация способов повседневной деятельности, норм, стандартов поведения, ценностей. Представители старших поколений активно влияют на процесс воспитания и социализацию личности, во многом определяя ее направление, темп. Эти ценности наиболее понятны, раскрываются в сказках. Носители сказок на Кубани чаще всего бабушки, реже дедушки, к которым в любом возрасте тяготеют дети. В сказке на первом месте выступают эмоционально- нравственные критерии – радость победы добра. На втором месте – эмоциональная оценка волшебного, таинственного, всего того, «чего не бывает в обычной жизни».

Детей привлекают умные, добрые, положительные герои, герои-волшебники, обладающие чудодейственной силой. Поучение в сказке не воспринимается детьми, как голое назидание, они жаждут его и отмечают как большое достоинство. Возможность идентификации со сказочными героями, желающие пережить сказочные приключения, эмоционально реагировать на события сказки и действия персонажей высоко ценятся детьми. Дети замечают и скрытые «смыслы» сказок, где под видом сказочных героев, зверей высмеиваются недостатки людей, такие как трусость, жадность, вероломство, хитрость, предательство. Сказочный мир ребенка обеспечивает не только реализацию неудовлетворенных желаний. Решающую роль играет мотив достижения равенства или мотив компенсации. Центральное составляющее кубанских сказок – категории «добра», противостоящее «злу». Эта борьба проходит через все сюжеты: в сказках о животных, бытовых сюжетах и других. Подавляющее большинство сказок и легенд представлено бытовыми сказками; тематика и сюжет их определяются рамками: родители-дети-внуки, муж-жена, бедный казак- богатый казак, казак и война, казак и нечистая сила.

Таким образом, изучение традиционной культуры Кубани и мира детства, ее духовного аспекта имеет под собой разноплановую основу. С помощью культуры и через культуру можно найти способы улучшения взаимопонимания между взрослыми и детьми; увидеть в культуре современных детей будущее культуры России; на основе культурного опыта сохранить культурные традиции предков.

Традиционная детская субкультура – культурный источник, который должен плодотворно влиять на духовность современных детей Кубани. Эта культура способна противостоять низкого качества продуктам масс-медиа-индустрии, являться защитой от социальной и духовной опасности.

В системе ценностей целесообразно выделить два аспекта:

- ценности, базирующиеся на традиционной культуре;

- ценности, имеющие свое основание в современном стиле поведения, моде, поведении, зачастую заимствованные из других культур. В идеальном варианте первые должны выступать в качестве условия, организующего и активизирующего для второй группы.

Эти ценности воспринимаются индивидом, как на сознательном, так и на бессознательном уровне – в ходе получения личного жизненного опыта и в результате наследственности. В итоге у индивида складывается система представлений, в соответствии с которой он принимает или отвергает предлагаемые ему идеи. Культура в своей основе не наследуется генетически, биологически, а передается от поколения к поколению. Формирование личности, а следовательно и ценностных ориентаций осуществляется на протяжении всей жизни человека, протекает с различной степенью интенсивности – в зависимости от его возраста, но наиболее активно происходит в период детства. Помимо собственного жизненного опыта в формировании ценностных ориентиров свою роль играет социокультурная среда. В условиях Северного Кавказа и Кубани она складывается на основе пересечения этнических культур разных народов, как единство разнообразия и многообразия общего, система ценностей, представлений о благе и достоинствах народов, проживающих на Кубани и Северном Кавказе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Консультация для родителей «Воспитание детей посредством знакомства с литературой и малыми фольклорными формами» Консультация для родителей. Тема: «Воспитание детей посредством знакомства с литературой и малыми фольклорными формами».[/h3]Цель: Вызвать.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древаПатриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древа Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: уточнение и закрепление знаний участников семинара-практикума.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой Кубани
Опубликовано: 31 января 2024 в 14:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой Кубани» (включая файлы) размещена пользователем Елена Быхало (УИ 179063) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД