Ирина Костюк
Консультация для родителей «Воспитание детей посредством знакомства с литературой и малыми фольклорными формами»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
Тема: «Воспитание детей посредством знакомства с литературой и малыми фольклорными формами».[/h3]
Цель: Вызвать у родителей интерес к чтению детской литературы и малых фольклорных форм, являющихся источником нравственного воспитания. Показать значимость литературных произведений в воспитании детей.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание детей посредством знакомства с литературой и малыми фольклорными формами“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Оборудование. Книги поэтов (Г. Зелинская «Давай бодаться», Н. Козьминых «День рождения огурца», В. Бардадым «Доброта», Л. Мирошникова «Маленький доктор», малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, потешки и т. д.).
В Программе воспитания в детском саду определены основные задачи воспитания детей - дошкольников, в которых говорится, что ребёнок должен уметь различать, что такое хорошо и что такое плохо; понимать, что можно, и стараться не делать того, что не дозволено; владеть своими чувствами, уважать старших, проявлять доброжелательность и дружелюбие к сверстникам.
Для формирования такого нравственного качества, как заботливость, очень важное значение имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о товарищах своего детства и взаимопомощи в сложных ситуациях, совместных переживаниях, рассказы о воспитании детей в старые времена. Такие беседы способствуют проявлению интереса к людям, воспитывают стремление быть полезным для них.
Навыки поведения, уважение и внимание к сверстникам и взрослым, основы трудолюбия семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребёнок оценивает уже не только поступки взрослых, но и мотивы их поведения. Если они понятны детям, ребята начинают руководствоваться ими, стремятся поступать, как взрослые. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей не уменьшаются. Родители воздействуют на чувства, сознание и волю дошкольника, формируют его мировоззрение
Родители формируют у своих детей нравственно направленные мотивы поведения. В противном случае встречаются дети, которые стараются казаться добрыми только потому, что их похвалят перед товарищами или другими людьми.
Особую роль в формировании мотивов и в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература и фольклорные формы, народная мудрость которых сохранилась до наших времён как сказках, былинах, так и в пословицах и поговорках, которых великое множество.
Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – исключительно благоприятный материал для работы над воспитанием положительных взаимоотношений. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчётливая, а лексика разнообразна и образна.
Напевность, мелодичность, чётко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будя воображение.
Забавные потешки не только ненавязчиво заставляют ребёнка говорить, сопровождая слова движениями, но и приобщают к правилам поведения. Например, потешка про Сороку – белобоку. Щедрая белобока накормила всех деток, только один остался без каши - лентяй, который ничего не делал.
Песенки - потешки создают благоприятный эмоциональный фон.
Ай, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Бабка рыбу пекла,
Сковородка потекла.
Колыбельные песни учат детей доброжелательному и заботливому от-ношению к младшим. Качая своих «детей» - кукол, девочки тихо, чуть слышно поют колыбельную: «Люли, люли, люли, налетели гули…», «Бай-бай, ты скорее засыпай».
Народные пословицы и поговорки яркий пример чёткости и краткости мысли. Поэтому смысл многих из них хорошо понятен детям. Говоря о любви и уважении к матери, не забываем упомянуть: «Нет лучше и милее дружка, чем родная матушка». Говоря о дружеских взаимоотношениях, о силе дружбы сами собой приходят на ум поговорки: «Доброе братство дороже всякого богатства», «Один в поле не воин», «В гурте и каша лучше естся».
Чтение произведений художественной литературы позволяет решать ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем мире, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание словесных связей в произведении, характер героя, его действия, переживания, мотивы поступков, развивать способность понимать образный строй произведения, формировать эмоциональную активность ребёнка, способствовать к сопереживанию. Все это требует тщательного отбора художественных произведений в соответствии с формирующимися у детей умениями воспринимать и понимать их, а так же сочетания чтения с другими методами и приёмами - рассматриванием иллюстраций, пересказом произведении, игровым методом (игра-драматизация) и беседой.
В самом общении друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от собственных желаний ради достижения общих целей.
Конечно же, дети не всегда находят нужные способы установления от-ношений. Тогда прочитайте им стихотворение Н. Г. Козьминых «Прошка и Мурлыка», в котором говорится о дружбе пса и кошки.
Приводите в пример героев, которые по доброму относятся друг к другу, зачитайте отрывок из произведения, и поверьте, дети постараются разрешить проблему мирным способом, попытаются договориться между собой.
Чтение народных сказок всегда доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают со-держание, с удовольствием его пересказывают, проводят игры на сказочные сюжеты, используют обороты и эпитеты в разговорной речи.
Сила воздействия сказки зависит не только от её содержания, но и от умения преподнести её детям, ярко и образно прочитать или рассказать её.
Все сказки строятся на принципе антитезы (противопоставления): добро противопоставляется злу, трудолюбие – праздности, ум – глупости и т. д.
Герои народных сказок, как правило, рисуются прямолинейно. Развития характеров в них не даётся. Сказочные герои – либо носители добра, наделённые всевозможными положительными чертами (честностью, трудолюбием, храбростью, отзывчивостью, добротой и т. д., либо носители зла, которым присущи различные отрицательные качества (коварство, лень, зависть, жадность, жестокость и т. д.).
Как же следует читать сказки?
Читать следует так, чтобы каждый слушатель мог понять, положительный или отрицательный, умный или глупый, грубый или ласковый, надменный или обходительный, лживый или честный герой сказки, и как к нему надо относиться.
Положительный герой требует тёплого, доброжелательного отношения читающего, ласковых одобрительных интонаций. Отрицательному же герою, наоборот, будут соответствовать сухие, неприязненные интонации, которые передают наше осуждение, недовольство, возмущение.
Во всех сказках присутствует счастливый конец, в котором добро торжествует, а зло наказано. Эту особенность надо умело передать при чтении: перед завершающим эпизодом сделать паузу, текст прочитать замедленно, выразить удовлетворение выводом, который делается в сказке, чтобы дети не только пережили услышанное, но и ощутили радость от справедливой и счастливой развязки. Так мы используем сказки в формировании нравственных мотивов.
Знакомя детей с литературными произведениями писателей и поэтов и малыми фольклорными формами, мы формируем представления детей о дружбе, взаимопонимании, а также стремление следовать нравственным нормам нашего общества, учим понимать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, выражать свои эмоции.
Заканчивая своё выступление, хочу ещё привести одну пословицу: «Учись доброму, так худое и на ум не пойдёт». Учите детей доброму, и добро к вам вернётся сторицей!