Босина Елена
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — самая благодатная пора для воспитания юных патриотов. Маленький ребёнок по своей природе очень любопытен, он быстро овладевает знаниями об окружающем мире, стремится их расширить, приобщается к нравственным ценностям, традициям своей страны, проявляет эмоции на чужую беду и радость, учится различать добро и зло.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В современном обществе патриотическое воспитание дошкольников приобретает особое значение. Возникает необходимость осуществления его на качественно новом уровне.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников — процесс трудный и многогранный. Его формирует информация, получаемая ребёнком с самого младенческого возраста. Сначала она не осознаётся ребёнком, но оставляет в его душе неизгладимый след, помогает создать базу для получения знаний о своей семье, родном доме, улице, на которой живёшь, селе, городе, в котором родился, о своей большой, красивой стране. В формировании и становлении личности маленького гражданина всё это немаловажно и является цепочкой в преемственности поколений.
Многогранно по содержанию и само чувство патриотизма. Оно включает в себя и гордость за свой народ, и любовь к родным местам, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы в детском саду. Каждый день ребёнка должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине. Дети должны осознать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они граждане России, маленькие россияне. Маленькие дети хорошо впитывают впечатления от картин родной природы, народных традиций, нравов людей. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. С восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, что вызывает отклик в его душе. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей, конкретные факты из их жизни. Встречи с участниками ВОВ, тружениками тыла, рассказы об их трудовых и фронтовых подвигах. Важно раскрывать детям такие важные понятия, как : долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Подводить ребёнка к пониманию, что мы победили в ВОВ потому, что любим свою Родину, которая чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу, городу, родной стране у него появляются через восхищение всем этим.
Воспитание детей осуществляется в различных видах деятельности: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Важно дать детям понять, что у каждого народа нашей страны есть свои сказки. Они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Фольклорные произведения: сказки, пословицы, поговорки способствуют развитию личности в духе патриотизма, формируют любовь к традициям своего народа. Уважение к труду и творчеству предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия – необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего поколения, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Особая роль в воспитании патриотизма отводится родной природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Ребенок чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.
Главной целью дошкольного воспитания выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач и трудового, интеллектуального, эстетического и физического воспитания.
Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива: семьи, детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. И, чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять в нравственных поступках. Нужно формировать у ребёнка представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Литература
1. Алёшина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., ЦГЛ, 2005 .
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка/ Н. Ф. Голованова – СП., Речь, 2004.
3. Маханева М. Д., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М., «Эксмо-пресс», 2008 .