Теуважукова Лиана
Опыт работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Моя малая Родина. … У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая напротяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - все! Именно, дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, к бабушке, к дедушке. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения - со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, умственное, трудовое воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну. С уважением относящегося к другим народам. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, району, республике, и наконец, к большой Родине.
На берегу речки Золка расположилось маленькое селение Батех. На небольшой улице находится наш детский сад. Наша группа проводит активную работу по изучению истории родного села, стараясь вовлечь в совместную деятельность и родителей. Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.
Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение их в педагогический процесс, обеспечение родителей необходимой педагогической информацией.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий по патриотическому воспитанию мы используем национально-региональный компонент. При этом акцент делаем на воспитании любви к родному дому, к природе и культуре малой Родины.
Воспитывая в детях любовь к родному селу, мы подводим их к пониманию, что наше село - частица России. Здесь, как и в других местах страны, люди трудятся (учителя учат детей, врачи лечат больных, строители возводят дома); соблюдают традиции (люди помнят героев, защищавших нашу Родину); берегут и охраняют природу.
Батех – село, в котором родились и растут наши дети. Это их Родина и мы с раннего детства знакомим с его историей, культурным наследием. Для полноценного развития и воспитания детей необходимо согласование усилий детского сада и семьи.
Главное вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить интерес к жизни детей в детском саду и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях.
Формы работы с родителями :
анкетирование («Семейные традиции»);
консультации в родительских уголках («Как рассказывать ребенку о Дне Победы»);
совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок);
поисковая деятельность;
беседы с детьми и родителями («Что означает слово – патриот»);
проекты
совместные детско-родительские встречи;
родительские собрания.
Для изучения истории села мы оформили уголок для родителей, где размещаем, интересую информацию; сделали ЛЭП бук. Проводим виртуальные экскурсии-знакомства с профессиями родителей.
Мир ребенка – это его дом, двор, улица, парк, и в который он ходит гулять. Все это окружает его и влияет на его жизнь. Мы помогаем увидеть красоту родного края, в фотографиях каждого дня.
В своей работе большое внимание уделяем культурному наследию нашего народа. Вместе с родителями знакомили детей с бытом и традициями кабардинского народа, стараясь вызвать интерес к исконно кабардинским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Детям очень нравится знакомство с героями былин - это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. При помощи родителей знакомили детей с кабардинскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта кабардинского народа, дали детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью. Традиционно проводимый фольклорно-этнографический праздник приобщает детей и их родителей к истокам народного творчества.
Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Папы наших воспитанников поделились своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных силах России. Они с упоением слушают стихи и песни военных лет в исполнении взрослых и сами принимают участие в праздничном концерте в честь чествовании ветеранов.
Родительские собрания занимают важное место в работе с родителями.
Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Чаще всего проводим за столом с кружечкой чая, иногда в виде семейного праздника в непринужденной обстановке – это раскрепощает и вызывает дружеские симпатии между родителями и детьми, укрепляет взаимодействие с воспитателями.
Пропаганда педагогических знаний ведётся через родительские уголки.
Мы считаем, что проведение совместных мероприятий с родителями и детьми рациональны: родители становятся единомышленниками в воспитании юного гражданина, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более раскрываются перед нами.
В результате вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном селе, о традициях кабардинского народа.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.