маслова любовь васильевна
Патриотическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель : Маслова
Любовь Васильевна
МАДОУ № 65 г. Тюмени
Духовно - нравственное воспитание в детей дошкольного возраста
Аннотация: В статье отображены теоретические основы духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Раскрывается система и последовательность работы по данной теме.
Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
Публикация «Патриотическое воспитание» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество, передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических традициях.
Цель: создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию
Задачи:
-формировать гражданское самосознание, любви к Родине и народу.
- Охранять и укреплять духовно- нравственное, здоровья детей.
- создание игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Теоретические основы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.
Особое внимание в деятельности ДОУ уделяется укреплению связей с родителями. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Ознакомления с традиционными народными праздниками дают детям представление о культуре народа, знакомят с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Система и последовательность работы по духовно-нравственному - воспитанию :
К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не желает быть бессильным, обязано быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, обеспеченный материал для воспитания любви к Родине.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, более доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, публичные действия и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, обязаны быть колоритными, образными, конкретными, вызывающими энтузиазм. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен сам его отлично знать.
Показать через маленькое огромное, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что принципиально для воспитания духовно-нравственных и патриотических чувств.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, нужно подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, огромных и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. Д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от противников;
- повсюду живут люди различных национальностей, вместе трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и публичные праздники и т. д.
Гуманное отношение к людям различных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. В особенности это актуально в наши дни, когда посреди какой-то части взрослого населения появляются противоборства по данным проблемам. Поэтому необходимо в детском саду поддерживать доброжелательные отношения к людям остальных национальностей, поведать, где территориально живет данный люд, о своеобразии природы и погодных условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.
Планирование данной работы более целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Народ живущий среди нас». Работа по каждой теме обязана включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по неким темам — праздники, развлечения, викторины. Причем темы повторяются в каждой группе. Меняются лишь содержание, размер познавательного материала и сложность.
Работа по духовно нравственному воспитанию требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение, внимание, и память.
Эффективность работы по духовно- нравственному воспитанию определяется умелым отбором содержания и форм и методов, во время образовательной деятельности, в процессе режимных моментов, во время контактов с родителями детьми и характеризует их взаимное доверие и доброжелательность. Взаимосвязь ДОУ с семьей имеет в своей основе знание и учет педагогом особенностей каждой конкретной семьи и закономерностей учебно-воспитательного процесса в семье.
При знакомстве дошкольников с историей родного края, его культурой надо начинать с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний. Знакомство с родным краем, происходит на занятиях, в повседневной жизни, быту. Также необходимо прививать детям интерес к культуре, быту и жизненных условий других народов.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди различных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, живописцами и т. д.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2. Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005
3. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
4. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010
5. Интернет ресурсы.