Мария Тытюченко
Паспорт старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
«Детский сад № 15 «Капелька»
города-курорта Железноводска Ставропольского края
Паспорт старшей группы компенсирующей направленности «Пчёлки»
Содержание
• данные о программе образовательного процесса;
• пояснительная записка;
• годовые задачи ВОД;
• расписание ООД;
• информационные справки;
Публикация «Паспорт старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
• предметно-пространственная развивающая среда.
Наша группа работает по
«Адаптированной образовательной программе дошкольного образования разработанная в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Содержание воспитательного-образовательного процесса
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа представляет собой целостную, методически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах ДОО комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую закону «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроена система коррекционной и образовательной деятельности в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп,
предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.
Рабочая программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Пояснительная записка
Паспорт группы определяет модель организации развивающей предметно пространственной среды и системы образования дошкольников в группе, с учетом материально-технического обеспечения, содержания основной образовательной программы дошкольного образования, социальных, природно-климатических и демографических условий реализации программы и контингента воспитанников ДОО.
Паспорт группы разработан на основе документов, регламентирующих выбор оборудования, игрового, учебно-методического материала:
- Приказ министерства РФ №1021 от 25.11.2022г. «об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» :
-СП 2.4.3648–20. «Санитарно-эпидемиологические требования организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» помещений для работы с детьми.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003;
-Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 N 61/19-12, «О психолого -педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
- Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
- Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Паспорт предметно-пространственной развивающей среды.
Согласно п. 3.3. ФГОС ДО и методическим рекомендациям ФОП ДО от 19 декабря 2022г. №03-2110 «Методические рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов».
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО,
группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МДОО, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
В группе имеется игровой материал для познавательного развития детей дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки.
Пространственное расположение.
Группа находится на 2-ом этаже, состоит из 5 помещений:
• Раздевальная комната;
• Санитарный узел;
• Групповая комната;
• Раздаточная комната;
• Кабинет логопеда;
• Спальная комната.
В группе детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет выделены следующие центры детской деятельности:
1. Центр музыкальной деятельности.
2. Игровой центр.
3. Центр театральной деятельности.
4. Центр художественной литературы.
5. Центр развития речи.
6. Центр творческой деятельности.
7. Центр безопасности.
8. Центр конструирования.
9. Центр сенсорного развития.
10. Центр занимательной математики.
11. Центр краеведения и патриотизма.
12. Центр познавательно-исследовательской деятельности и экологического воспитания.
13. Центр бытового труда.
14. Физкультурно-оздоровительный центр.
Годовые задачи воспитательно-образовательной
деятельности МБДОУ «Детский сад № 15 «Капелька»
на 2024-2025 учебный год
Цель: продолжать работу по созданию единого образовательного пространства, направленного на повышение качества дошкольного образования, для формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности в соответствии с требованиями современной образовательной политики, социальными запросами, потребностями личности ребенка и с учетом социального заказа родителей.
Задачи:
1. Развивать интерес и ценностное отношение к труду взрослых; формировать представление о труде, как ценности семьи и общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий через проектную деятельность.
2. Развитие познавательной активности детей в процессе формирования элементарных математических представлений на основе игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности.
3. Повышение эффективности здоровьесбережения воспитанников дошкольного образовательного учреждения на основе взаимодействия детского сада и семьи.
4. Продолжать приобщать дошкольников к истокам народной культуры, на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил, в интересах человека, семьи и общества.
Расписание организованной образовательной деятельности
на 2024 – 2025 учебный год
День недели
ООД
Понедельник 1. Физическое развитие (бассейн) 9.00-9.25
2. Познав. разв. Окр. мир/Природа. 9.35-10.00
3. Худож. -эст. разв. Рисование. 10.15-10.40
Вторник 1. Логопедическое/ Позн. разв. РЭМП.
Первая подгр. 9.00-9.25
2. Логопедическое/ Позн. разв. РЭМП.
Вторая подгр. 9.35-10.00
3. Худож. -эст. разв. Музыка 10.15-10.45
Среда 1. Логопедическое/ Худож. -эст. разв. Рисование.
Первая подгр. 9.00-9.25
2. Логопедическое/ Худож. -эст. разв. Рисование.
Вторая подгр. 9.35-10.00
3. Физическое развитие. Физкультура. 10.10-10.35
Четверг 1. Реч. разв. /Худ. литер. /Разв. речи. 9.00-9.25
2. Худож. -эст. разв. Музыка. 9.35-10.00
3. Худож. -эст. разв. Лепка/Аппликация 10.15-10.40
Пятница 1. Логопедическое (фронтальное) 9.00-9.25
2. Физическое развитие. Физкультура. 9.50-10.15
1. Информационная справка о раздевальной комнате
Освещение: лампы люминесцентные - 4шт;
Напольное покрытие - мармолеум;
Наличие дневного света - 2 окна;
Мебель: шкаф для детской одежды - 15 шт. ;
Банкетка - 3 шт. ;
Кресло – 2 шт. ;
Стол – 1шт.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: ламбрекены - 2 шт. ;
карниз - 2 шт.
Физкультурно-оздоровительный центр - 1шт.
Информационные стенды - 3 шт.
Цель: организация благоприятных условий для коммуникативного общения детей и взрослых, закрепления у воспитанников навыков самообслуживания.
2. Информационная справка о групповой комнате
Общая площадь: 51 кв. м.
Освещение: лампы люминесцентные -10 шт.
Напольное покрытие: мармолеум.
Наличие дневного света: 4 больших окна, дверь-пожарный выход.
Мебель: стол детский - 6 шт. ; стул детский - 20 шт. ; стул взрослый - 2 шт., стол письменный - 1 шт. ; полка книжная - 1шт.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: компьютер – 1шт. ; принтер – 1 шт. ; ламбрекены - 4 шт. ; палас - 1 шт. ; доска интерактивная - 1шт. ; карниз - 4 шт.
1. Центр музыкальной деятельности - 1 шт. ;
2. Игровой центр: кухонный, парикмахерская, магазин, больница, автопарк.
3. Центр театральной деятельности - 1 шт. ;
4. Центр художественной литературы - 1шт. ;
5. Центр развития речи - 1 шт. ;
6. Центр творческой деятельности - 1 шт. ;
7. Центр безопасности - 1 шт. ;
8. Центр конструирования - 1 шт. ;
9. Центр сенсорного развития – 1 шт. ;
10. Центр занимательной математики - 1 шт. ;
11. Центр краеведения и патриотизма - 1шт.
12. Центр познавательно-исследовательской деятельности - 1 шт.
13. Центр бытового труда.
14. Физкультурно-оздоровительный центр.
Цель: оборудование группы для полноценного развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду.
3. Информационная справка о спальной комнате
Освещение: лампы люминесцентные - 4 шт.
Напольное покрытие: мармолеум.
Наличие дневного света: 2 больших окна.
Мебель: детские кровати - 15 шт. ; стол детский - 6 шт. ; шкаф для одежды - 1шт. ; шкаф книжный - 1шт. ; стол письменный - 1шт.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: постельное белье - 15 комплектов; подушки - 15 шт. ; матрасы - 15 шт. ; покрывало - 15 шт. ; жалюзи - 2шт. ; список детей на кровати; комнатный термометр; демонстрационная доска – 1 шт. ; доска “Бельгоу”; бактерицидная установка – 1 шт.
Цель: создание благоприятной обстановки для удовлетворения потребности детей в здоровом дневном отдыхе.
4. Информационная справка о санитарном узле
Освещение: 4 лампы.
Напольное покрытие: напольная плитка.
Мебель: шкаф металлический для хозяйственных нужд - 1 шт.,
Дополнительные средства для дизайна интерьера: Раковины – 5 шт. ; унитазы - 4 шт. ; шкафчики для полотенец - 20 шт. ; ванная для мытья ног - 1 шт. ; зеркало - 5 шт. ; список детей на полотенца; мыльницы - 4 шт.
Цель: создание условий для формирования у детей культурно - гигиенических навыков.
5. Информационная справка о раздаточной комнате
Освещение: 2 лампы.
Напольное покрытие: напольная плитка.
Мебель: кухонная тумба напольная - 1 шт. ; кухонная тумба напольная с мойкой - 1 шт. ; кухонный шкаф навесной - 1 шт. ; стол детский – 1 шт.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: Раковина - 1 шт. ; список детей на стаканы для воды; посуда; полотенца.
Цель: своевременная организация приема пищи.
6. Информационная справка о кабинете логопеда
Освещение: лампы люминесцентные - 1 шт.
Напольное покрытие: мармолеум.
Наличие дневного света: 2 больших окна.
Мебель: стол детский - 1 шт. ; стул детский - 2 шт. ; стул взрослый - 2 шт., стол письменный - 1 шт. ; стол-зеркало - 1шт. ; тумба напольная книжная - 2 шт. ; умное зеркало - 1шт; книжный шкаф - 1 шт.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: компьютер – 1шт. ; жалюзи - 2 шт. ; палас - 1 шт. ; мольберт.
Цель: создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
Предметно-пространственная развивающая среда
Предметно - пространственная развивающая, игровая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Поэтому для полноценного развития детей важно создать развивающую среду в детском саду, где дети могут играть, читать, драматизировать, рисовать, лепить, заниматься физической культурой.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей, и с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. С этой целью были созданы Центры для разных видов деятельности.
Социально-коммуникативное развитие
«Центр безопасности»
Интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки - транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жилет и жезл регулировщика, жилеты, пожарная машина, каска и плащ пожарного, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Задачи: 1) закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице;
2) показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения и пожарной безопасности;
3) вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
4) развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
5) воспитывать грамотного пешехода.
«Центр бытового труда»
Для организации детского труда, с целью создания условий в группе для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования и совершенствования трудовых навыков, а также овладения умением выполнять трудовые поручения аккуратно и ответственно в группе оформлена соответствующая развивающая среда. Уголок дежурных открыт и доступен для детей, соответствуют программным и возрастным требованиям, эстетично оформлен.
Речевое развитие
«Центр театральной деятельности»
Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
«Центр художественной литературы»
Работа в детском саду в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.
«Центр развития речи»
В старшем дошкольном возрасте формируется мотивация обучения в школе, появляется потребность в знаниях и повышение познавательных интересов.
В центре развития речи представлены дидактические игры (на развитие речи, слуха, мелкой моторики, картотеки игр (пальчиковых, дыхательных, артикуляционных).
Занимаясь здесь, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью. Дети с удовольствием здесь играют, учатся правильно выстраивать фразы. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
«Игровой центр»
Учитывая то, что для детей дошкольного возраста игра является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта, в рамках создания предметно-пространственной среды в группе неотъемлемым считается организация игрового уголка.
Игровой центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, закреплять знания об окружающей действительности в жизни и социуме.
В нашем игровом центре представлены сюжетно-ролевые игры: дочки-матери, семья, магазин, больница, салон красоты, автомастерская, полиция, строители.
Познавательное развитие.
«Центр краеведения и патриотизма».
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от формирования их мировоззрения с самого раннего возраста.
Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает центр «Краеведение» — незаменимый проводник в мир истории и культуры Железноводска с представленным разнообразным иллюстративным, дидактическим материалом. Расположенные в этих уголках дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.
«Центр познавательно - исследовательской деятельности и экологического воспитания».
В данном центре размещен разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.
Задачи экологического воспитания дошкольников: формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
«Центр занимательной математики»
Создание условий и возможностей для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (о форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени, пространстве, ориентировке в пространстве и времени, умений пользоваться схемами, планами, моделями.
Размещенные в центре предметы и математические пособия обеспечивают развитие счетной и вычислительной деятельности и логического мышления. Материалы центра обеспечивают опережающий характер математического образования - ориентированы на детей более старшего возраста. В содержании математического центра заложена возможность формирования активности у детей, имеющих пробелы в знаниях по элементарной математике: около 15 % содержания ориентированы на детей более младшего возраста. Математический центр совмещён с центром сенсорного развития.
«Центр конструирования»
Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Уголок конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы.
Основные цели организации и работы центра конструирования:
1) вызвать у воспитанников желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью;
2) стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования;
3) позволить детворе попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.
Центр содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.
«Центр сенсорного развития»
Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметов, но и с представлениями о форме, величине, цвете. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений, что немаловажно для детей с ОВР. Выделяя сходства разных предметов, дети учатся сопоставлять одни предметы с другими, запоминают сенсорные эталоны, выстраивают сериационный ряд.
Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Это различного вида шнуровки, застёжки, прищепки, пуговицы, бусы, лабиринты, счёты, конструкторы из мелких деталей, логические игры, юла, плетение из резинок браслетов, плетение косичек и т. д.
При создании в группе центра сенсорного развития были поставлены следующие задачи:
-создать условия для обогащения зрительного сенсорного опыта детей;
-разработать игры, направленные на формирование тактильного, осязательного и сенсорного опыта детей;
- организовать центр сенсорного развития с учётом возможности детей играть как самостоятельно, так и совместно;
-обеспечить доступность и мобильность игр, представленных в центре.
Художественно-эстетическое развитие
«Центр творчества»
В центре творчества воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Также присутствуют материалы для обводки, штриховки, тетради, шаблоны для работы простыми карандашами и ручками.
Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.
«Музыкальный центр»
Представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).
Физическое развитие
«Физкультурно-оздоровительный центр»
Физкультурные пособия помогают детям добиться более чёткого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению. Задачи физкультурного центра: 1) развитие движений и совершенствование двигательных функций; 2) достижение необходимой для возраста физической подготовленности; 3) предупреждение нарушений опорно–двигательного аппарата; 4) создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях; 5) приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.