Светлана Абанина
Паспорт проекта «Зимы прекрасные мгновенья»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта :
по продолжительности: долговременный
по доминирующей линии в проекте : познавательно- исследовательский, творческий
по содержанию: социально-педагогический
по характеру контактов: в рамках ДОУ
по количеству участников: фронтальный
Участники проекта :
Дети старшей группы №1 и их
родители
воспитатели,
музыкальный руководитель
Сроки реализации проекта : С 1 декабрь по 10 февраля
Публикация «Паспорт проекта „Зимы прекрасные мгновенья“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Зима – это чарующее и завораживающее время. Всё укутано в белые одежды, природа чиста и молчалива. А зимние праздники, гулянья, ожидание чуда! Именно эту пору любят дети и взрослые за то, что она является воплощением чего-то нового. В это время года можно наслаждаться изменениями в природе. Но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Тема проекта способствует формированию у дошкольников целостного представления о зиме; даёт возможность общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Проблема. Недостаточно сформирована целостная познавательная и исследовательская деятельность детей о временах года и в частности о зиме и зимних явлениях в живой и неживой природе, видах, назначении зимних праздников и зимних игр-забав в русской народной культуре, основах безопасности и жизнедеятельности в зимний период.
Новизна проекта : Новизна проекта заключается в том, что проект построен таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовались при активном участии дошкольного образовательного учреждения и семьи
Цель проекта : Формировать у детей целостную картину мира о зиме через интегрирование образовательных областей.
Задачи проекта :
1Образовательные
• Расширять представления детей о природе, продолжать знакомиться с временами года,уточнять и расширять представления о времени года- зиме, о зимних месяцах (декабрь, январь и февраль, о сезонных изменениях в неживой и живой природе).
• Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, самые короткие дни и длинные ночи).
• Расширять и систематизировать знания о диких животных, зимующих и перелетных птицах, о роли человека в жизни животных и птиц, об их особенностях приспособления к окружающей среде.
• Закреплять умение определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпчатый, мелкий и др., из влажного тяжелого снега лучше делать постройки.
2Развивающие
• развивать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами и поговорками;
•
развивать у детей интерес к окружающему миру, явлениям природы, развивать память, внимание.
3 Воспитательные
• Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью; создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
• Воспитывать желание помогать птицам зимой.
Этапы реализации проекта :
1. НОД, беседы
2. Наблюдения
3. Праздники и развлечения
4. Позавательно-исследовательская деятельность
5. Выставки д/творчества для родителей
Подготовительный этап:
До начала реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
Подбор иллюстраций о зиме и зимних явлениях, животных, птицах, ОБЖ
Подбор художественной литературы.
Поиск пословиц, поговорок, примет, образных выражений, стихов, загадок.
Подготовка конспектов НОД.
Подготовка наглядного материала.
Подготовка музыкальной игры, хоровода.
Основной этап:
Мероприятия, направленные на реализацию проекта
Познавательное развитие.
НОД: «Зимушка – зима», «Зимние забавы», «Как звенят снежинки»,»Зимние явления природы»
Беседы и свободное общение на темы:
«Жизнь диких животных зимой»
«Я недаром тут стучу, червячков найти хочу»
«Откуда снег и лёд»
«Как звери к зиме готовятся»
«Покормите птиц зимой»
«Снежное одеяло для земли»
Дидактические игры:
«Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Где, чей домик?».
Познавательно-исследовательская деятельность:
Проведение опытов и экспериментов со снегом, льдом и водой.
Социально коммуникативное развитие:
Беседы: Как мы встретили «Новый год», «Чем запомнились в праздничные дни»,
«Рождество Христово», «Святки»
С/ р игры: «У нас гости»
Беседы по безопасности: «Зимой одевайся по погоде, а не по моде», «Снег и сосульки»,«Что нельзя делать на морозе», «Правила поведения на горке» «Осторожно, гололед»,«Первая помощь при обморожении
Рассматривание иллюстраций, картинок по правилам безопасного поведения зимой.
Образовательная область развитее речи.
НОД Рассказывание по картине «Зимние забавы», «Птичья столовая»
Рассказывание на основе личного опыта:
«На зимней горке», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», «Зима – затейница»
Словесно-дидактические игры:«Какая, какой, какое?», «Из чего - какой» (горка из снега -снежная и т. д, «Скажи наоборот», «Времена года» «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
Чтение художественной литературы
М. Пришвин «Этажи лиса», В. Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Т. Скребицкий «На лесной полянке», Э. Успенский «Проказы старухи зимы, Н. Носов «На горке».
Русские народные c сказки : «Зимовье зверей», «Заяц – хвоста», «Два мороза».
Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Стихи: Н. Павловская «На зеле снежок лежит», П. Золотов «Ворона», «Синица», «Сорока», «Клест», «Снегири», «Свиристели», «Березовый сок», О. Высотская «Покатились санки вниз», В. Берестов «Гололедица», Т. Косова «Опасно кататься на замерзших лужах», А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя», И. Черницкая «Пришла зима веселая», С. Есенин «Поет зима – аукает», «Белая береза», А. Прокофьев «Снегири», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Скудная картина».
Труд: расчистка «птичьей столовой», участка и дорожек от снега, изготовление снежных построек (снеговиков, колобка,печки, горок, крепости, снежков).
Образовательная область художественно-эстетическое развитие
НОД: Рисование «Зима», «Белая берёза под моим окном», «Зимние забавы». (Аппликация) «Снеговик», «Звёздочки мерцают», «Новогодняя открытка», «Снежинки сверкают» (Лепка) «Лыжники», «Ёлочка -красавица».
Музыка: Разучивание песен «Зима», «Мороз – красный нос», «Снова к нам зима пришла».
Танцевальное творчество: «Новогодний хоровод», «Танец снеговиков», «Танец снежинок».
Слушание: «Времена года» П. И. Чайковского, «Зимние забавы» «Зимний хоровод».
ОО Физическое развитие:
П/и «Два Мороза», «Бездомный заяц», «Зайка беленький сидит», «Хитрая лиса»
Хороводные игры: «Что нам нравится зимой», «Саночки».
Игры-эстафеты: «Забей шайбу», «Кто быстрее преодолеет сугроб», «Попади в цель», «Кто быстрее передаст снежок», «Хоккеисты».
Здоровье: Беседы - рассуждения, «Пришел Мороз - береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде».
Игровые ситуации: «Не идется и не едется, потому что гололедица», «Как на тоненький ледок».
хоровод».
Работа родителями.
1 Создание папки - передвижки по теме «Зима».
2. Консультации для родителей:
Памятка «Правила безопасной зимней прогулки», «Причины обморожения»
Подготовка и проведение новогоднего праздника.
Заключительный этап:
Выставка детских творческих работ по изобретательности, выставка «Заботимся о птицах»
НОД по теме «Зима»
Презентация «Зима», «Правила безопасности зимой».
Познавательно - исследовательская деятельность: опыты со снегом, льдом и водой.
Поделки на участке из снега.
Заключительный этап
Итоговые мероприятия:
Праздник новогодней ёлки
Конкурс новогодних поделок «Петушок»
Выставка детских работ на тему «Зима»
НОД «Путешествие к Царице Зиме»
Ожидаемый результат:
Повышение интереса детей к зиме, особенностям и красоте зимней природы, жизни диких животных, зимующих и перелетных птиц, а так же к собственной безопасности в зимний период.
Вывод: Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалось представление о зиме, ее признаках, жизни диких животных, зимующих и перелетных птиц, появилось желание каждодневно подкармливать птиц зимой в д\ с и дома. Знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы. Владеют расширенным словарным запасом. Имеют представления о природе родного края. Знакомы с правилам безопасного поведения на природе. Повысилась активная родительская позиция оказания помощи зимующим птицам.