Наталья Харюкова
Паспорт проекта «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: групповой, информационно – исследовательский, познавательный, физкультурный, творческий, игровой.
Краткая аннотация проекта: проект направлен на то, чтобы помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Ребята осознают значимость трудовой деятельности взрослых в процессе изготовления хлеба. Проект помогает обратить внимание детей, на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывает бережное отношение к хлебу.
Публикация «Паспорт проекта „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: 3-4 лет (вторая младшая группа)
Продукт проекта: Коллективный коллаж «Худ обед, коли хлеба нет»
Технологическая карта проекта
Актуальность.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Учит уважать хлеб.
Цель проекта: расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу и людям, его вырастившим.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о хлебе;
2. Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека;
3. Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
4. Познакомить детей с профессией пахаря, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности;
Развивающие:
1. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать память, речь, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля;
2. Развивать мелкую моторику, восприятие запаха, величины, цвета, формы;
3. Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности. Закреплять умение наблюдать, делать заключение по результатам наблюдения;
4. Обогащать словарь.
Воспитательные:
1. Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
2. Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, воспитывать уважение к труду людей, выращивающих его;
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить;
4. Воспитывать внимание, терпение, трудолюбие.
Ожидаемый результат:
- знакомство детей с особенностями выращивания зерновых растений, нахождение признаков сходства и отличия зерновых культур;
- пополнение и активизация словарного запаса;
- умение, верно, обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба,
- усвоение названий хлебобулочных изделий;
- сформированный устойчивый интерес и уважение к труду взрослых;
- воспитание бережного отношения к хлебу;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
- творческое самовыражение детей.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
-Определение темы проекта.
-Формулировка цели и задач.
-Составление плана основного этапа проекта.
-Подбор иллюстраций по проекту «Хлеб всему голова»
-Создание предметно - пространственной развивающей среды
Методы исследования:
-Сбор информации
-Беседы
-Наблюдения
-Эксперименты
Интегрируемые области:
-Социально-коммуникативное развитие
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
-Физическое развитие
2. Основной этап
Непосредственно образовательная деятельность с детьми:
Познание :«Путешествие колобка»(презентация)
Цель: познакомить детей с заповедями русского народа по отношению к хлебу, показать, что во все времена хлеб считается основой для жизни человека.
Речевое развитие: Рассматривание картины Ивана Шишкина «Рожь»
Цель: формировать умение детей внимательно рассматривать репродукцию картины, дать представление о том, что изображение поля и луга, называется пейзажем, учить видеть красоту природы.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование (жидким тестом) «Колобок»
Цель: учить детей рисовать по мотивам народных сказок, вызвать интерес к созданию образа колобка, который катится по дорожке и поет песенку, познакомить с новой техникой рисования жидким тестом.
Рецепт жидкого теста:
• 2 столовых ложки пшеничной муки;
• 1 столовая ложка мелкой соли;
• холодная кипячёная вода;
• 1 чайная ложка клея ПВА.
Все перемешать до консистенции жидкой сметаны. Для цвета добавить гуашь.
Лепка «Бублики»
Цель:
- познакомить детей с новым материалом для лепки: соленое тесто. - рассказать о свойствах соленого теста: мягкое, пластичное, из него можно лепить;
- вызвать интерес к лепке баранок и бубликов;
- формировать умение раскатывать столбики (колбаски) разной длины (для баранок – длинные, для бубликов – короткие) и замыкать в кольцо;
Рецепт солёного теста для лепки:
1 ст. мелкой соли;
1 ст. муки;
5 ст. л. подсолнечного масла;
вода;
цветная гуашь или натуральный сок.
-Эксперементальная деятельность с детьми:
-Посев и проращивание семян пшеницы и дальнейшее наблюдение за ними.
Цель: наблюдение за процессом прорастания побегов из зерен пшеницы.
-Опыты с вертушкой.
Цель: взаимосвязь между ветром и вращением ветрячка)
Совместная деятельность педагога с детьми:
Беседы на темы:
- «Что мы едим всегда и утром и в обед и вечером»;
- «Зачем нужен хлеб»;
- «Можно ли прожить без хлеба?»;
- «Как мы можем беречь хлеб»;
- «Почему нельзя крошить хлеб, когда кушаешь»;
- «Из чего пекут хлеб»;
- Подвижные игры («Каравай»; «Собери колосок»; «Пирог»; «Кто быстрее соберет зернышки пшеницы»; «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»; «Покажи колосок» ; «Найди и промолчи».
- Дидактические игры: Домино «Разный хлеб», Пазлы (картинки хлебобулочных изделий, «Собери целое», «От зернышка до каравая», «Профессии»;
- Игры на сенсорное развитие: «Собери бусы из вермишели», «Звучащие бутылочки»;
-Пальчиковые игры («Пирожки»; «На мельнице»; «Маша-хозяйка»; «Каша»);
- Сюжетно-ролевые игры: «Пекарня», Магазин»
-Чтение сказок «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Булка»
-Отгадывание загадок по теме «Хлеб»
У хлеба есть сестренки и братья,
Предлагаю их скорее отгадать я!
Все родственники эти из муки,
Замеси скорее тесто и пеки!
Если буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда… (Сухари.)
Тесто заварено прямо на печке.
Белый пшеничный хлебец, как колечко.
Ешь ты и вечером, и спозаранку
Сладкую, сытную чудо-… (Баранку.)
Это печенье в глазури обычно,
В виде лепешки, фигурки привычной.
Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник,
Если к столу принесет кто-то… (Пряник.)
Белый хлебец, на баранку похожий,
Толстый, весь в маке и стоит дороже.
В чашечку кинь рафинада ты кубик,
Ешь не спеша с чаем толстенький… (Бублик.)
Сдобная булочка и завитая,
Формой восьмерочку напоминает.
Пышут румянцем верхушка, бочок —
Это же русский витой… (Кренделек.)
Маленькая, тонкая, сухая…
Саша, в кулачке ее сжимая,
По шоссе идет, сережки в ушках,
В кулачке, все точно знают… (Сушка.)
Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (Батон.)
-Разучивание стихотворения Якова Акима «Хлеб ржаной»
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
-Словесная игра «Ласковые слова о хлебе»;
-Проговаривание стишков на развитие артикуляции по теме «Хлеб всему голова»;
-Рассматривание альбома «Какой бывает хлеб», «Злаки»;
:
-Театральная деятельность «Колобок»;
-Просмотр мультфильмов «Круть и верть», «Чудо мельница», «Хлеб», «История о девочке,наступившей на хлеб»
-Слушание песен: «Колосок», «Оладушки», «Пирожки», «Каравай»
Взаимодействие с родителями:
-Создание кулинарной книги рецептов
- Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
-Создание совместных с детьми коллажей «Хлеб всему голова»
3. Заключительный этап
- Презентация проекта детского творчества «Хлеб всему голова»;
- Создание коллективного коллажа «Худ обед, коли хлеба нет»
Вывод:
Отдавая предпочтение проектному методу обучения мы создали
условия для самореализации детей.
Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: проводить опыты, систематизировать и делать выводы.
У детей сформировались представления о ценности хлеба;
Дети получили знания о том, как выращивают хлеб, что хлеб – это итог большой работы многих людей; познакомились с сельскохозяйственной техникой (машина, комбайн)
Проявили интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; узнали о разнообразии кулинарных,
хлебобулочных изделиях.
Разучили совместно с родителями стихи и поговорки о хлебе.
В дальнейшем мы планируем вести более углублённую работу с детьми по теме «Хлеб - всему голова»
-Изучить интересные факты о хлебе
-Изготовить различные поделки и картины из разных видов макаронных изделий
-Разнообразить творческие работы из солёного и жидкого теста
-Провести совместный с родителями досуг «Хлеб - всему голова»