Аникина Елена Викторовна
Паспорт проекта «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта Огород на подоконнике
Руководители проекта Аникина Е. В.
Участники проекта Дети группы №6 (5-6 лет, родители, воспитатели.
Срок реализации 15.03.18-15.04.18 г.
Вид проекта Внутренний экологический краткосрочный
Раздел и темы образовательной программы, в рамках которого проводится проект ПОЗНАНИЕ :
Публикация «Паспорт проекта „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
1. Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Заготовки на зиму», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее».
2. Просмотр мультфильмов об овощах.
3. Рассматривание альбомов об овощах, об огороде.
4. Рассказывание экологических сказок.
5. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
6. Просмотр слайдов по теме.
7. Загадывание загадок об овощах.
8. Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о росте растений.
9. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
10. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
КОММУНИКАЦИЯ:
1. Беседы о разнообразии растительного мира.
2. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
3. Составление описательных рассказов об овощах.
4. Беседа с использованием мультимедийной презентации.
5. Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме;
СОЦИАЛЛИЗАЦИЯ:
1. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка».
2. Дидактические игры: «Орудия труда», «Что растет на огороде».
3. Игра – драматизация по русской народной сказке «Репка»
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Чтение художественной литературы: В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»,
В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Лина Орлова «Три картофельки».
Физическая культура. Здоровье. Безопасность.
1. Физкультминутка «Росточки», «Мы капусту солим»
2. Театр пальчиков и языка, Пальчиковые игры,
3. Игра малой подвижности «огород у нас в порядке».
4. Игра-хоровод «Кабачок». П/И «Овощи в корзину»,
«Догони».
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:
1. Продуктивная деятельность дошкольников (рисование по замыслу) «Мой огород на окне, каким он будет»
2. Работа детей с книжками-раскрасками
3. Рисование «Натюрморт из овощей»
4. Изготовление и украшение тары для посадки.
5. Лепка «Корзиночка с овощами»
6. Рисование в нетрадиционной форме: «Овощные фантазии».
ТРУД:
1. Изготовление изгороди.
2. Посадка семян овощей.
3. Уход за растениями: полив, рыхление.
Актуальность
проекта
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для поисковой-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача для нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия!
Цель проекта
Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию. Формирование у детей элементарных трудовых навыков.
Задачи проекта ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ :
1. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого.
7. Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.
Сроки и этапы проекта 15.03.18-15.04.18 г.
1 этап - вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний. На этом этапе создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема. Этот этап характерен использованием методики: «Три вопроса».
Что мы знаем об овощах? Что хотим узнать об овощах? Как необходимо ухаживать за овощами для получения хорошего урожая?
2 этап – разработка проекта, планирование деятельности
1. Ознакомительная консультация родителей относительно реализации проекта.
2. Выставка книг с русскими народными сказками, стихов, рассказов о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.
3. Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
4. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
5. Раскрашивание картинок «Овощи».
6. Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» и т. д., рассматривание иллюстраций в книге.
7. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
8. Разработка тематического и перспективного плана мероприятий.
3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей в процессе проекта, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов.
4 этап – презентация проекта
1. Фотоколлаж «Чудо на окне»
2. Обработка и оформление материалов проекта в виде портфолио.
Характеристика деятельности участников Воспитатели: Планируют, занимаются подбором нужного материала, организуют образовательные ситуации (посадка растений и уход за ними, эффективно развивают творческое и познавательное мышление дошкольника, создают условия для развития и творчества дошкольника, организовывают работу с родителями и с детьми. Фотографируют процесс для выставки и презентации. Проводят мониторинг.
Родители: Приобрели землю, семена, атрибуты для оформления «Огорода на подоконнике»
Дети: Участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за ростом растений, занимаются трудовой деятельностью по уходу за растениями.
Предполагаемый результат проекта
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. Повысится интерес дошкольников к труду.
5. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в «Огороде на подоконнике»
6. Создание в группе «Огорода на подоконнике»
Критерии оценки результативности проекта Мониторинг
• Отвечают относятся ли растения к живым существам.
• Знают какие витамины содержаться в луке.
• Знают особенности ухода за комнатными растениями.
• Знают строение растения, называют его части.
• Знают условия для роста растения.
• Знаю, чем полезны овощи.
• Знают орудия труда.
Презентация проекта Фотоколлаж «Чудо на окне», портфолио (обработка и оформление материалов проекта)
Планирование проекта «Огород на подоконнике»
Проектная идея - создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Задачи проекта :
• Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
• Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами.
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• Развивать познавательные и творческие способности детей.
• Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
• Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого.
• Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.
1 этап - вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний.
На этом этапе создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема. Этот этап характерен использованием методики «Три вопроса». Что мы знаем об овощах? Что хотим узнать об овощах? Как необходимо ухаживать за овощами для получения хорошего урожая?
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем это узнать?
Овощи растут на огороде Что нужно для роста и развития овощей? Спросить у взрослых
Без воды растения не вырастут Можно ли овощи выращивать на окне? В энциклопедии
Солнце – источник тепла и света Какой нужен посадочный материал? В интернете, энциклопедии
Овощи могут расти в земле Какие овощи можно выращивать на окне Прослушать по радио, посмотреть по телевизору, в интернете, энциклопедии
Овощи богаты витаминами Что вырастет из семечки? В художественной литературе
2 этап – разработка проекта, планирование деятельности.
На втором этапе педагоги подобрали иллюстративный материал, дидактические игры, разработали конспекты занятий, продумали тематику бесед с детьми и родителями.
1. Ознакомительная консультация родителей относительно реализации проекта.
2. Выставка книг с русскими народными сказками, стихов, рассказов о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.
3. Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
4. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
5. Раскрашивание картинок «Овощи».
6. Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» и т. д., рассматривание иллюстраций в книге.
7. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно - ролевых игр.
8. Разработка тематического и перспективного плана мероприятий.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Огород на подоконнике».
Мероприятия Цели Ответственные
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». воспитатель
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт Расширять кругозор детей воспитатель
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей воспитатель
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян петрушки, укропа, луковиц, картофеля, помидор, бобов, свеклы, огурцов… Воспитывать желание помогать взрослым воспитатель
5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Привлечь к совместному труду всех детей в группе воспитатель
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами воспитатель,
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно воспитатель
8. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка» воспитатель
9. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание Учить ухаживать за растениями воспитатель
10. Отгадывание загадок про овощи и фрукты Развивать смекалку, память, внимание воспитатель
11. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета Формировать представление детей об овощах и фруктах воспитатель
12. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини-выставки «Наш урожай» Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки воспитатель
13. Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка» Развивать у детей актёрские способности воспитатель
14. Создание альбома экологических сказок.
Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». воспитатель
15. Создание альбома «Загадки с грядки»
Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». воспитатель
14. Создание фотоальбома «Огород на подоконнике» Подвести итог проделанной работы воспитатель
3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов
Образовательные области Совместная деятельность с детьми
Познание 1. Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Заготовки на зиму», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее».
2. Просмотр мультфильмов об овощах.
3. Рассматривание альбомов об овощах, об огороде.
4. Рассказывание экологических сказок.
5. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
6. Просмотр слайдов по теме.
7. Загадывание загадок об овощах.
8. Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о росте растений.
9. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
10. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Коммуникация 1. Беседы о разнообразии растительного мира.
2. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
3. Составление описательных рассказов об овощах.
4. Беседа с использованием мультимедийной презентации.
5. Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме;
Социализация 1. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка».
2. Дидактические игры: «Орудия труда», «Что растет на огороде».
3. Игра – драматизация по русской народной сказке «Репка»
Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы: В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»,
В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Лина Орлова «Три картофельки».
Физическая культура
Здоровье
Безопасность 1. Физкультминутка «Росточки», «Мы капусту солим»
2. Театр пальчиков и языка, Пальчиковые игры,
3. Игра малой подвижности «огород у нас в порядке».
4. Игра-хоровод «Кабачок». П/И «Овощи в корзину»,
«Догони».
Художественное творчество 1. Продуктивная деятельность дошкольников (рисование по замыслу) «Мой огород на окне, каким он будет»
2. Работа детей с книжками-раскрасками
3. Рисование «Овощи»
4. Изготовление и украшение тары для посадки.
5. Лепка «Овощи»
6. Рисование в нетрадиционной форме: «Овощные фантазии».
Труд Изготовление изгороди.
Посадка семян овощей.
Уход за растениями: полив, рыхление.
4 этап – презентация проекта
1. Фотоколлаж «Чудо на окне».
2. Обработка и оформление материалов проекта в виде портфолио.
Мониторинг проектной деятельности.
Задания:
1. Относятся ли растения к живым существам?
2. Какие витамины содержаться в луке?
3. Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?
4. Знают ли строение растения, называют ли его части?
5. Знают ли условия для роста растения?
6. Знают ли чем полезны овощи?
7. Знают ли орудия труда?
Критерии:
• Отвечают относятся ли растения к живым существам.
• Знают какие витамины содержаться в луке.
• Знают особенности ухода за комнатными растениями.
• Знают строение растения, называют его части.
• Знают условия для роста растения.
• Знают чем полезны овощи.
• Знают орудия труда.
Уровни освоения:
1. Ребенок в полном объёме отвечает на предложенные ему вопросы, без помощи взрослого, полным ответом. (Высокий уровень).
2. Ребенок пытается объяснить, но ответы однозначные, неразвернутые. Отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. (Средний уровень).
3. У ребенка общее недифференцированное представление о растениях. Затрудняется ответить на поставленные вопросы. (Низкий уровень).
По реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания и навыки.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».