Людмила Михайлова
Паспорт проекта «Наша первая Дымковская игрушка» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
«Наша первая Дымковская игрушка».
Сроки реализации:
краткосрочный, две недели.
Тип проекта :
познавательно - творческий.
Автор проекта :
Воспитатель высшей категории - Михайлова Людмила Анатольевна
Участники проекта :
дети и их родители второй младшей группы «Звёздочки».
Актуальность проекта :
Публикация «Паспорт проекта „Наша первая Дымковская игрушка“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.
Цель проекта :
Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта :
-изучить истоки дымковской игрушкой;
-развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора;
-воспитывать интерес к занятиям изобразительной деятельностью;
-воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту дымковской игрушки, радость от созданного произведения своими руками.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта у детей появится устойчивый интерес к дымковской игрушке.
Дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, смогут назвать все её элементы, узнать приёмы рисования и научатся составлять узоры.
Ребята научатся воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.
Мероприятия по реализации проекта :
В работе с детьми:
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи «Мир дымковской игрушки».
Цель:
- рассказать детям историю дымковской игрушки, технологию её изготовления;
- развивать наблюдательность, любознательность, внимание;
- учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.
Чтение художественной литературы
«Стихи, русские потешки о Дымке».
Цель:
-учить детей выразительно, эмоционально читать потешки, осуществляя в соответствии с содержанием потешки;
-углублять знания детей о русском фольклоре;
-учить устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, закрепляя навыки диалогической речи.
«Весёлая Дымка» А. Дьякова
«Чем знаменито Дымково?» В. Феофанова
«Игрушкины частушки» П. Синявского
«Сказка Свистулька» Н. Белякова
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Рисование «Узор в полосе»
Цель:
-учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет;
-учить детей располагать узор по образцу,правильно рисуя фигуры по величине;
-составлять узор в определенной последовательности;
- развивать чувство ритма, воспитывать самостоятельность.
Рисование «Украсим дымковского коня»
Цель:
-продолжать знакомить детейс дымковской игрушкой;
-учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанного из бумаги коня, с помощью ватных палочек;
- вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи.
Лепка «Барашек».
Цель:
- продолжить знакомить с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду;
- упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания.
Рисование «Роспись фигурки петуха дымковским узором».
Цель:
- продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии, форму игрушек;
- упражнять в рисовании элементов дымковского узора;
-упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом;
- учить самостоятельно, выбирать цвета для узора.
Аппликация «Украшение хвоста индюка».
Цель:
- продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, познакомить с образом индюка, учить выделять его форму и украшения: «кольцо и круг»;
- учить составлять узор на круге, выделяя края и середину;
- учить вырезать круги двух размеров из бумаги, сложенной гармошкой (из квадрата, выбирая два цвета.
Рисование «Уточка»
Цель:
- учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски);
- закреплять умения концом ватной палочки наносить точки, рисовать круги вокруг точек, использовать для каждой краски отдельную ватную палочку;
-развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество;
- вызывать интерес к народной игрушке;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Рисование «Нарядная барышня»
Цель:
- продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень;
- воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству;
- развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций;
- учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование целостной картины мира
«Путешествие в страну мастеров»
Цель:
- закреплять знания о дымковской игрушке и ее особенностях, знакомство с внешним видом игрушки;
- Развивать умение детей распознать по росписи дымковскую игрушку;
-различать узоры, выделять их отдельные признаки, находить похожие узоры;
- накапливать и обогащать эмоционально-чувствительный опыт детей в процессе знакомства с дымковской игрушкой, формировать интерес детей к игрушке.
Формирование элементарных математических представлений
«Большой - маленький»
Цель:
-учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий, используя в речи соответствующие прилагательные; -закрепить умение различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый;-способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве.
Дидактические игры:
Игра "Укрась дымковского коня"
Цель:закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона.
Игра «Найди такой же узор»
Цель:развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию.
Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки»
Цель:учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие.
Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций с их изображением.
Цель:развивать наблюдательность, любознательность, внимание; учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.
Подвижные игры:
Хороводная игра «Карусели».
Играющие становятся в круг. Водящий держит круг с лентами. Ребята, держась за ленточки правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле.
Завертелись карусели,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.
Игра «Золотые ворота»
Выбираются ворота (двое детей-они образуют ворота). Остальные участники берутся одной рукой друг, за друга образуя цепочку. Дети начинают произносить слова и двигаться вперёд, проходя под воротцами:
«Золотые ворота, пропускают не всегда.
На первый раз прощается, второй раз запрещается.
А на третий раз не пропустят вас».
После этих слов «ворота» опускают руки вниз. Кого поймали, те становятся продолжением ворот. Становятся рядом.
Игра «Лошадки»
Цель: приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.
Описание: дети распределяются в пары по желанию: один - лошадка, другой - кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно. Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.
Указания к проведению:первое время воспитатель помогает детям надеть вожжи и непосредственно участвует в игре в роли кучера. Целесообразно на первых порах помочь подобрать в пару детей примерно одинаковых по уровню двигательной подготовленности. Вместо вожжей могут быть использованы цветные шнуры или скакалки. По мере того как дети научатся запрягать лошадку и ездить по площадке, можно разрешить играть сразу нескольким парам и не только на площадке, но и на прилегающей дорожке.
Игра «Коза рогатая».
Инструктор показывает детям, где находится их домик, куда можно спрятаться, не быть пойманными. После чего инструктор изображает козу, выставив около головы указательные пальцы, как рога. Она приближается к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Ноженьками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, молока не пьет –
Того забодаю, забодаю, забодаю!
Дети убегают в домик, а инструктор пытается их поймать.
Игра повторяется 2-3 раза, на роль козы выбирается кто-нибудь из детей.
В работе с родителями:
-Консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
-Создать коллекцию дымковских игрушек, сделанных своими руками и пригласить родителей на выставку «Дымковская игрушка. Русский сувенир», оценить творчество своих детей.
- В прихожей оформить панно «Хоровод».
-Пригласить родителей на Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».
Результат проекта :
В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все ее элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры.
Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.
В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой. Будем пополнять коллекцию дымковских игрушек.
Презентация «Наша первая Дымковская игрушка».
Литература:
-О. А. Скоролупова «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», М. 2009г.
-А. А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации», М. 2008г.
- Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». М. 2008г.
- Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». М. 2009г.
- А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников». М. 2007г.
- Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи».
-И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду».
- О. А. Соломенникова «Радость творчества». М. 2008г.