Инна Крючкина
Паспорт проекта «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ п/п Структурные компоненты проекта Содержание
1. Тема проекта «Народная игрушка».
2. Автор проекта Крючкина И. Ю. ГБДОУ «Детский сад№124» группа №11
3. Сроки реализации проекта Ноябрь (2016 г.)– март (2017 г.)
Публикация «Паспорт проекта „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
4. Обоснование проекта В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
5. Цели и задачи проекта Цель : Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
• Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
• Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
• Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
• Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
• Создать коллекцию игрушек. Оформить мини – музей «Народная игрушка».
По отношению к педагогам:
- Создание условий для оформления детской исследовательской и творческой деятельности в рамках реализации комплексно - тематического плана ГБДОУ;
- Разработка методического и технологического обеспечения для реализации проекта;
- Повышение профессиональной компетентности в использовании современных педагогических технологий: социоигровая педагогика, информационно - коммуникационные технологии.
По отношению к детям:
- Развитие личности дошкольников через реализацию потребности детей в общении, стремления участвовать в каком-то общем деле, в сочетании с автономностью каждого ребенка;
- Развивать умение сочинять творческие рассказы, придумывать загадки о народной игрушке;
- Развивать практические умения в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
- Оказание помощи в создании игрушек и образцов росписей. Формирование у старших дошкольников позиции исследователя, творца.
6. Участники проекта Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
7. Краткое описание проекта : стратегия и механизмы достижения поставленных целей; деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации) Планирование образовательного процесса в нашем ДОУ реализуется на основании комплексно - тематического принципа. Одним из его обязательных условий, является наличие продуктов детской исследовательской и творческой деятельности. Разработка собственных образцов росписи, создание коллекции игрушек, созданных руками детей, оформление мини – музей «Народная игрушка» – являются наиболее приемлемой формой итогового продукта по результатам реализации темы.
Достичь поставленные цели и реализовать задачи станет возможным благодаря следующим позициям:
- Анализ собственных возможностей;
- Изучение аналогичных процессов, организованных в других учреждениях, их результативность;
- Анализ педагогических технологий и выбор наиболее эффективных с точки зрения формирования у детей позиции «автора» и «исследователя»;
- Поиск единомышленников как внутри учреждения, так и за его пределами, в том числе в сетевых сообществах педагогов, как в сети интернет, так и в открытом педагогическом сообществе;
- Поиск способов мотивации родителей к активному участию в реализации проекта.
Основные направления реализации проекта :
- Разработка технологических компонентов создания продуктов детского творчества.
- Организация мастерских по изготовлению разного вида народных игрушек, как формы организации совместной взросло - детской исследовательско - творческой деятельности;
- Разработка и организация социоигровых приемов работы с экспонатами мини - музея с целью поддержания естественного интереса и любознательности детей.
- Разработка и проведение цикла образовательных ситуаций в рамках проекта;
- Создание и реализация продуктов деятельности, мини-музея.
Этапы и механизмы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный. Ноябрь 2016 год.
Цель: Организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Направление деятельности: информационно- методическое
Разработка учебно-методического комплекта:
• Разработка календарно - тематического плана с указанием деятельности продукта детей и родителей в технологии изготовления народных игрушек.
• Алгоритм проведения игр «Народная игрушка» и конспектов игровых ситуаций в рамках игры.
• Методические рекомендации по созданию и собиранию продуктов мини-музея для взрослых.
Создание материально-технического комплекта: Создание коллекции разных видов народных игрушек, материалы и оборудование для создания кукол, росписи кукол.
Направление деятельности: мотивационно-целевое
- Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.
- Выявление уровня интереса и знаний детей о народных игрушках.
Форма организации:
• Игровые задания на выявления творческих способностей детей.
• Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
• Анализ детских работ.
• Диагностика развития творческих способностей детей.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ. Декабрь 2016-Февраль 2017 год.
Цель: Организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Направление деятельности: познавательное
Форма организации:
• Беседы о жизни детей в прошлом, об их занятиях, играх, игрушках. Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. («Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»).
• Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных, тканевых игрушек.
• Театрализованная игра «Репка из матрёшки».
• Загадки о народных промыслах.
• Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц.
• Коллекционирование «Народная игрушка», «Игрушки наших бабушек».
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей».
• Родительский мастер - класс (родители изготавливают игрушки и расписывают их).
• Игровые образовательные ситуации.
• Дидактические игры.
Цель: Закрепить представления детей о народной игрушке. Развивать внимание, память, речь-доказательство. Закреплять навыки сотрудничества: умение договариваться, работать в компаниях, придерживаться правил очередности в высказывании своего мнения, выслушивать мнение товарищей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Игра «Мы расскажем, а вы отгадайте».
Ход: Дети объединяются в четыре компании по разрезные картинкам. Берутся четыре картинки большого формата (народные игрушки). Каждая из них разрезается на части (в зависимости по количеству детей в группе). Все части перемешиваются. На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою компанию, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Затем дети выбирают посыльного (у кого в имени больше звуков). Посыльный получает задание от воспитателя: «Всей компании выбрать игрушку из коллекции мини-музея, составить краткий рассказ – описание о ней. Выбрать оратора, который расскажет этот рассказ для других компаний. Дети других компаний должны отгадать что это». Затем каждая компания получает несколько минуток для обдумывания и совместного составления рассказа, после чего по очереди компании рассказывают, а остальные отгадывают. Итак, угадывают у всех компаний. Затем составляют рассказы о других выбранных детьми игрушках.
Игра «Да – нет».
Ход: Дети объединяются в четыре компании по элементам росписи народных игрушек (карточки). Затем каждая компания задумывает любую народную игрушку. Далее по очереди, отгадывают у кого что, задавая друг другу вопросы членам одной компании, которые на эти вопросы отвечают только «да» или «нет». После серии вопросов каждая компания получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения, после чего отгадывают. Итак, отгадывают у всех компаний.
Компьютерная игра «Подзорная труба».
Ход: Дети объединяются в компании по четырем названиям игрушек в коллекции. Задание общее: кто больше отгадает экспонатов коллекции мини–музея «Народная игрушка». Воспитатель показывает детям элементы фотографий экспонатов коллекции (мультимедиа, а дети отгадывают, что это за игрушка.
Направление деятельности: практико-ориентированное
Создание продуктов детской деятельности:
• Коллективные: изготовление и роспись кукол по образцам иллюстраций народных игрушек (дымковская, филимоновская и т. д.)
• Семейные проекты : изготовление «Семейной игрушки».
• Индивидуальные игрушки.
• 3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Март.
Подведение итогов проекта определение перспектив его развития
Дети - Выставка презентация продуктов мини - музея «Народная игрушка» для детей и взрослых.
- Выставка детско-родительского творчества
«Семейные игрушки».
- Награждение самых активных детей и родителей.
Педагог - Представление проекта и его реализации педагогическому сообществу:
• Проведение праздника национальной игрушки.
• Публикация проекта в профессиональных сообществах педагогов в сети интернет.
8. Ресурсное обеспечение проекта Материально - техническое:
Наличие в ГБДОУ цифровых ресурсов:
Фотоаппарат,
Презентация: «Экскурсия в музей Русской народной игрушки»
Наличие в группе центра таких материалов, при которых возможно создание народных игрушек.
Учебно - методическое:
Наличие в ГБДОУ комплексно - тематического плана реализации задач.
Наличие в методическом центре комплекса методических пособий методической копилки по современным педагогическим технологиям и технологиям изготовления игрушек.
9. Оценка эффективности реализации проекта (критерии эффективности) Оценка эффективности реализации проекта будет осуществляется по следующим показателям:
Дети:
- Формирование творческого начала в личности ребенка, развитие предпосылок для творческого мышления и восприятия, реализация его интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем.
- Педагогическая поддержка успешности ребенка в творческом самовыражении.
- Наличие продуктов детской деятельности.
Педагог:
- Учебно - методический комплект по ознакомлению детей с народной игрушкой;
- Повышение уровня технологической культуры (овладение современными педагогическими технологиями);
- Рост профессиональной компетентности.
10. Оценка рисков Возможные риски:
1. Низкий уровень участия родителей в реализации проекта;
2. Недостаточный уровень мотивации детей на активную самостоятельную деятельность;
3. Недостаток профессионального опыта у педагога в реализации технологий личностно - деятельностного взаимодействия.
Минимизация рисков:
1. Разработать систему оценки рейтинга участия и стимулирования родителей в образовательном процессе ДОУ.
2. Определить тему творческих продуктов личностно значимых для детей.
3. Повышать уровень собственной технологической компетентности через самообразование и включение в систему работы Лаборатории современных педагогических технологий с целью изучения передового опыта педагогов ДОУ и города.
11. Дальнейшее развитие проекта - Расширение географии проекта через вовлечение в проектную деятельность детей параллельной возрастной группы.
- Разработка технологических карт и мультимедийных презентаций по созданию народных игрушек.
- Разработка информационных буклетов для родителей.
12. Продукты / результаты проекта (что будет создано в результате его реализации) Дети:
• Мини - музей «Народная игрушка».
• Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними.
• Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.
• Устойчивое желание играть с народной игрушкой.
• Проявление творчества при изготовлении поделок.
• Применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок).
• Применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Педагоги:
Пополнение профессионального портфолио методическими продуктами по реализации современных личностно - деятельностных технологий.