Орлова Екатерина
Паспорт проекта на тему: «Как стать грамотным пешеходом?»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта на тему :
«Как стать грамотным пешеходом?»
Тип проекта : информационно — ознакомительный, творческий, среднесрочный.
Сроки: 3.10.16 — 14.11.16.
Участники: Воспитанники группы №9 «Сказка», воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
Публикация «Паспорт проекта на тему: „Как стать грамотным пешеходом?“» размещена в разделах
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития познавательных, речевых, творческих и физических способностей ребенка. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов : они ещё не знают значения тех или иных дорожных знаков, правил дорожного движения и поэтому ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей, учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность на тему : «Как стать грамотным пешеходом?».
При проведении данного проекта было важно донести до детей следующие моменты:
1. Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.
2. Познакомить детей с многообразием дорожных знаков и назначением некоторых из них.
3. Рассказать детям о назначении пешеходных, велосипедных дорожек и проезжей части.
4. Познакомить детей с многообразием транспорта и его основными видами.
5. Познакомить детей с профессиями, связанными с тематикой данного проекта.
6. Подвести детей к выводу о том, почему нужно изучать и соблюдать правила дорожного движения.
Именно эти составляющие позволят заинтересовать детей данной тематикой, будут способствовать развитию познавательного интереса и познавательной активности.
Данный проект состоит из четырё х этапов: подготовительный, основной (практический, контрольно- коррекционный и заключительный.
Цели проекта :
Знакомтсво детей с элементарными правилами дорожного движения, формирование навыков соблюдения правил дорожного движения, расширение знаний детей о видах транспорта, знакомство с разнообразием дорог, воспитание интереса к познавательной деятельности.
Задачи для воспитателя:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- познакомить детей с многообразием транспорта, его основными видами и прфессиями, связанными с транспортными средствами; расширять представления о культуре поведения в общественном транспорте;
- познакомить детей с различными видами дорог: тротуар, велосипедная дорожка, проезжая часть;
- развитие познавательной активности детей.
- активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи, пополнение словарного запаса новыми словами.
- способствовать формированию коммуникативных способностей детей.
- воспитывать желание принимать участие в коллективной деятельности.
- создание благоприятной атмосферы, разработка и проведение игр и бесед.
- расширять кругозор и познавательную активность детей.
Задачи для родителей:
- Сотрудничество воспитателей, детей и родителей : создание альбомов: «Растим грамотных пешеходов», «Наши друзья — дорожные знаки!».
- Сотрудничество воспитателей и родителей: проведение анкетирования на тему :»Как мы соблюдаем правила дорожного движения?»
- Расширение представлений детей о правилах дорожного движения: домашние беседы, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение иллюстраций по тематике проекта.
- Формирование познавательной активности, развитие творческих способностей (рисование и аппликация, беседы).
Задачи для детей:
Проявление творческой активности, познавательного интереса к различным видам деятельности проекта.
Планируемый результат:
- Сформировать у детей, в соответствии с возрастом, элементарных знаний и представлений о правилах дорожного движения;
- Сформировать представлений о различных видах транспорта и навыков культуры поведения на улице и в общественном транспорте;
- Пополнение развивающей предметно — пространственной среды в группе материалами о правилах дорожного движения;
- Повышение заинтересованности родителей в проблеме обучения детей правилам дорожного движения;
- Приобщение детей к совместной деятельности;
- Расширение творческих способностей детей.
- Создание альбомов и дидактических игр, посвящённым правилам дорожного движения.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Сроки проведения с 3.10.16 по 9.10.16.
Реализация данного этапа:
Прежде, чем приступить к изучению тематики проекта с родителями было проведено анкетирование, в ходе которого выяснилось, что все родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения с раннего возраста, но не все родители приобрели своим детям фликеры, также часть родителей не используют автокресло. После подведения итогов анкетирования с родителями были проведены беседы: «Фликеры детям купите, родители,
пусть на дороге их видят водители!» и «Консультация для родителей по ПДД». После данных мероприятий началась непосредственная работа с детьми.
Мотивация:
Дети рассматривали иллюстрации и фотографии с изображением дорожных знаков, задавали вопросы о том, зачем нужны эти знаки, почему же их так много и почему пешеходам их тоже нужно знать. Про некоторые знаки дети уже знали и говорили, что видели их в тех или иных местах нашего города. Ребята проявляли интерес, они хотели узнать больше информации о дорожных знаках и о правилах дорожного движения, тогда воспитатель предложила им начать проект, посвящённый изучению правил дорожного движения.
Ввод детей в проблемную ситуацию, формулировка проблемы, принятие решений:
В данной группе была проведена беседа : «Что такое дорожная азбука?». В ходе данной беседы детям были представлены для рассмотерния фотографии и иллюстрации с изображением дорожных знаков, светофоров, многообразием транспорта, разнообразием дорог (пешеходная дорожка, дорожка для велосипедистов, проезжая часть). Дети рассматривали фотографии и иллюстрации, в ходе чего им были заданы следующие вопросы:
-Ребята, что изображено на фотографиях и картинках? ( Дети отвечали: «Дорога, дорожные знаки, «зебра», и др.»).
-Для чего нужны дорожные знаки? (Этот вопрос вызвал затруднения у детей).
-Ребята, а зачем нужен светофор и что случится, если светофора не будет? (Дети старались дать правильный ответ на данный вопрос, но возникли некоторые затруднения).
-Какие знаки вам уже знакомы? ( Дети отвечали: «Пешеходный переход и Остановка»).
-А вы знаете, где можно переходить дорогу? ( Дети отвечали: «По пешеходному переходу»).
-Как называется дорожка для пешеходов? (Этот вопрос вызвал затруднения у детей).
-Как называется место, где ездят машины? (Дорога).
-Ребята, а какие виды транспорта вы знаете? (Этот вопрос также вызвал затруднения у детей).
-Ребята, какие профессии, связанные с транспортом вы знаете? Водитель, шофёр).
-Ребята, что такое фликер и для чего его используют (Дети старались дать правильный ответ на данный вопрос, но возникли некоторые затруднения).
Дети с удовольствием принимали участие в беседе, рассматривали фотографии, картинки, отвечали на вопросы, хотя многие вопросы вызывали у них затруднения, исходя из этого возник проект : «Как стать грамотным пешеходом?».
Также, на данном этапе были определены мероприятия по работе с детьми и назначены ответственные:
Социально — коммуникативное развитие Беседа на тему : «Безопасность на дороге». Цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге, расширять детский кругозор, развивать зрительную и слуховую память.
Беседа с детьми о профессиях: шофёр. Водитель, пилот, лётчик, капитан, командир, боцман, штурман и др.). Цель: познакомить детей с новыми интересными профессиями, расширять познавательную активность, детский кругозор, развивать память.
Беседа на тему : «Транспорт». Цель: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
Дидактическая игра: «Я и мои друзья». Цель: Закрепить знание правил дорожного движения. Воспитывать у детей желание и привычку всегда выполнять их.
Игра — беседа: «Дорожные знаки». Цель: Закрепить знание знакомых дорожных знаков и умение действовать согласно их расстановке. Воспитывать у детей желание и привычку всегда выполнять правила дорожного движения.
Дидактические игры (лото, собери картинку) : «Профессии», «Транспорт», «Дорожные знаки». Орлова Е. В., родители.
Познавательное развитие Беседа с детьми о светофоре. Цель: знакомить детей со светофором. Рассказать, как выглядит светофор; объяснить для чего он нужен, закрепить название красного, желтого, зеленого цветов, учить рисовать предметы круглой формы; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, интерес к ПДД; воспитывать культуру поведения детей на дорогах.
Игра «Зажги огоньки светофора». Цль: закрепить название красного, желтого, зеленого цветов, учить рисовать предметы круглой формы; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, интерес к ПДД; воспитывать культуру поведения детей на дорогах.
Дидактическая игра «Назови цвета светофора снизу вверх и сверху вниз». Цель: закреплять знания детей о светофоре. Развивать внимание, зрительную память.
Беседа «Устройство проезжей части». Цель: дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра»). Воспитание у детей желания знать и соблюдать правила дорожного движения.
Беседа с детьми на тему : «Пешеходы». Цель: выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя; дать понятие о том, что машины- это транспорт, что транспорт бывает разным; объяснить, для чего нужен светофор; продолжать знакомить детей с основными цветами (красный, зеленый, желтый) .
Игра «Разрешается-Запрещается». Цель: закреплять полученные знания, расширять кругозор.
Просмотр презентации на тему : «Мы — грамотные пешеходы». Цель: закрепять полученные знания, развивать внимание, расширять познавательный интерес.
Наблюдения за транспортом. Цель: развивать навыки наблюдения, внимательность, расширять кругозор и познавательную активность.
Орлова Е. В, Кочерягины Е. Ю. И И. А., родители.
Речевое развитие Чтение и разучивание стихов А Вайнера: «дорожные знаки», «Светофор нас в гости ждёт», «Светофор», «Шофёры». Цель, активизировать речь детей, пополнять словарь новыми словами, развивать слуховую память.
Разучивание чистоговорки: «Поезд». Цель: развивать речевую активность, способствовать чёткому и правильному произношению звуков.
Чтение, рассматривание и обсуждение книг: «Нужные машины», «Про правила дорожного движения» - С. Волков, «Большие и маленькие машины» - Наталья Мигунова, «Правила дорожного движения» - А. Усачёв, «машины специального назначения» - А. Мягков. Цель: развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки рассказа по картинкам, активизировать речь детей, развивать зрительную и слуховую память.
Загадки о транспорте. Цель: закрепить знания детей о транспорте, развивать речь детей, расширять словарь новыми словами.
Беседа «Устройство проезжей части». Цель: дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра»).Воспитание у детей желания знать и соблюдать правила дорожного движения.
Орлова Е. В., родители: Кочерягина Е. Ю., Маслова Л. В., Кочетова Е. Н., Кротова А. Н., Тимохина Е. Е., Иванова Н. В., Тумакова А. С., Смирнова Ю. В.
Орлова Е. В, родители.
Художественно — эстетическое развитие Рисование: «Светофор». Цель: повторить цвета светофора, развивать умения рисовать прямые и плавные линии, круглые и прямоугольные формы, развивать творческие способности.
Изготовление фликеров: «зайчата» и «Бабочки». Цель: познакомить детей с понятием «фликер», вивать творческие способности, закрепяти знания о ПДД.
Рассматривание картины: «Улицы города». Цель: развивать зрительную память, раширять кругозор.
Рассматривание альбома: «Дорожные знаки», рисование и разукрашивание занаков и транспорта. Цель: развивать творческие способности и эстетический вкус.
Орлова Е. В., Болонина М. А., Морозова Л. В.
Фическое развитие Беседы на тему : «Здоровый образ жизни». Цель: рассказать детям о том, как важно соблюдать здоровый образ жизни, закаливающие процедуры, познакомить детей с различными видами спорта.
Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Самолёты», «Поезд». Цель: развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, внимательность.
Малоподвижнная игра: «Пешеходы». Цель: развивать внимание, память и познавательный интерес. Орлова Е. В.
Итог: на данном этапе дети были заинтересованы, проявляли интерес и познавательную активность, задавали вопросы по тематике проекта, помогали (своими словами) составлять задачи проекта, активно отвечали на вопросы воспитателя. Некоторые родители также проявили активность и желание принять участие в данном проекте.
После проведения данного этапа, мы перешли к реализации следующего этапа — основного (практического).
Основной этап (практический) :
Сроки проведения: с 10.10.16 по 3.11.16.
Данный этап включает в себя организацию деятельности детей.
При проведении основного этапа потребовалась помощь от родителей, исходя из этого с родителями группы №9 «Сказка» была проведена беседа о том, что в группе будет проведён проект : «Как стать грамотным пешеходом?». Часть родителей предложили свою помощь.
На данном этапе была реализована деятельность детей, определённая на подготовительном этапе. Это различные тематические беседы, дидактические, подвижные и малоподвижные игры, творческая деятельность, рассматривание сюжетных картинок, фотографий, альбомов, просмотр презентаций: «Мы — грамотные пешеходы», «Растим грамотных пешеходов», чтение и рассматривание книг, разучивание стихов и чистоговорок и другие мероприятия по тематике проекта.
1. Во время проведения данного этапа, дети были активны, заинтересованы, задавали вопросы по тематике проекта, пытались самостоятельно на них ответить, внимательно слушали рассказы воспитателя и родителей, принимали активное участие в беседах. Дети проявляли активность и во время проведения подвижных игр, хотя вначале были допущены ошибки, так как игры для них были новыми, но постепенно дети становились более внимательными и ошибок становилось меньше. Были заинтересованы ребята и во время составления альбома: «Наши друзья — дорожные знаки». Дети самостоятельно выбирали дорожные знаки и выполняли рисунки.
2. При проведении данного этапа родители предлагали свою помощь: они принимали активное участие в анкетировании, приносили фотографии, материал для изготовления фликеров, составляли альбом: «Растим грамотных пешеходов» и проводили беседы с детьми по тематике проекта. Вся информация проекта была доведена до детей в доступной форме.
После проведения данного этапа мы перешли к проведению следующего этапа: контрольно — коррекционного. Рассмотрим его более подробно:
Контрольно - коррекционный этап:
Сроки: с 4.11.16 по 9.11.16.
На данном этапе нужно выполнить анализ успехов и ошибок, поиск способов устранения ошибок.
Во время проведения данного проекта : «Как стать грамотным пешеходом?», часть родителей проявила активную позицию, они приносили различную информацию, иллюстрации, фотографии, материалы для поделок, принимали участие в создании альбомов, оказывали помощь при проведения домашних бесед, но некоторые родители, в силу занятости, не смогли принять участие в проекте, из этого был сделан вывод о том, что при проведении следующего проекта, нужно будет заинтересовать как можно больше родителей.
Был сделан анализ знаний детей о изучении правил дорожного движения до проведения проекта и после. На основании этого, можно сделать вывод: знания детей повысились, они с удовольствием рассказывают друг другу о правилах дорожного движения, исправляют друг друга в ошибках, рассказывают друг другу о транспорте, играют в дидактические, подвижные и малоподвижные игры по тематике проекта.
Заключительный этап:
Сроки проведения: с 10.11.16. по 13.11.16.
На данном этапе была организована выставка творческих работ детей на тему : «Правила дорожного движения» - (экспозиция рисунков, с детьми были проведены беседы о том, что нового они узнали, обсудили и то, кого пригласим на презентацию проекта.
Во время проведения заключительного этапа были выявлены следующие результаты:
задачи, поставленные перед воспитателем были выполнены: дети были заинтересованы, активны, в реализации проекта были задействованы 5 образовательных областей, расширились знания детей о правилах дорожного движения.
Задачи, поставленные перед родителями были выполнены частично, так как не все родители приняли участие в проекте.
Задачи, поставленные перед детьми были выполнены, так как дети проявили познавательный интерес, творческую и познавательную активность.
На основании проведения данного проекта : «Как стать грамотным пешеходом?», можно сделать вывод о том, что дети узнали много новой и полезной информации о правилах дорожного движения, научились быстро и правильно отгадывать загадки, принимали активное участие в подвижных играх и др. Данной информацией дети могут поделиться с детьми более младшей группы, младшими братьями и сёстрами, родителями и друзьями.