Дина Буянова
Паспорт проекта «Городецкие узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – творческий проект
Наименование проекта : «Городецкие узоры».
Разработчики проекта : воспитатели
Левина Л. С., Буянова Д. Э.
Публикация «Паспорт проекта „Городецкие узоры“» размещена в разделах
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Срок реализации: 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должны начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Постановка проблемы:
В настоящее время остро стоит следующая проблема: с каждым годом
увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры и традиций своего народа. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию информационно – творческого проекта «Городецкие узоры».
Цель:
Формирование у детей любви и уважения к русской народной культуре через
ознакомление с народными промыслами городецкой росписи и организацию
художественно – продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
1. Приобщать детей к истории городецкой росписи.
2. Формировать умение оригинально создавать узоры по собственному
замыслу, используя разнообразные работы кистью в знакомых элементах.
3. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина.
4. Учить пользоваться шаблоном.
5. Дать представление о значении прялки в русском быте.
6. Способствовать развитию интереса у детей к народному творчеству.
Развивающие:
1. Развивать умение рисовать элементы городецкой росписи.
2. Развивать чувство цвета, композиционные умения.
3. Закреплять умение смешивать цвета для получения нужного оттенка.
4. Закреплять умения детей вырезать по контуру.
5. Осуществлять духовно – нравственное и эстетическое развитие личности
ребенка.
6. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную
память, умение анализировать.
7. Активизировать словарь: прялка, донце, ремесло, растительный орнамент, завиток, бутон, розан, купавка, травка, элемент, городецкие изделия, подмалёвок, тенёвка, оживка.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
2. Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Для родителей:
1. Повышение педагогической компетентности родителей о городецком промысле.
2. Развитие творческих способностей в рисовании основных элементов
городецкой росписи.
3. Информирование родителей о развитии интереса у детей к народному
творчеству.
Ожидаемые результаты:
1. Приобретение детьми знаний о народном промысле «городецкая роспись».
2. Дети выделяют характерные средства выразительности городецкой росписи : элементы узора, сочетание цветов, симметрию и асимметрию в узоре.
3. Развитие у детей познавательного интереса к истории и традициям своего народа.
4. Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы.
5. Оснащение предметно - развивающей среды по данной теме.
6. Дети самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях, в самостоятельной художественной деятельности.
7. «Городецкая прялка» - коллективная работа.
8. Выставка детских работ «Городецкие узоры».
Этапы реализации проекта :
1-этап – Подготовительный.
- Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности;
- Подбор материалов для работы с детьми (презентации, стихи, загадки о
городецкой росписи, дидактические и подвижные игры, и т. д.);
- Создание мини-музея «Городецкая роспись»;
- Подбор консультаций для родителей.
2-этап – Основной.
1. Беседы с детьми:
- «Путешествие в город Городец»;
- «Деревянное яркое чудо»;
- «Ремёсла на Руси»;
- «Городецкая прялка»;
- «Использование приема «оживки» в городецкой росписи»;
2. Просмотр видеопрезентаций;
- Просмотр м/ф «Петрушка и городецкая роспись»;
3. Экскурсия в мини-музей «Городецкая роспись»;
4. Продуктивная деятельность:
- Организованная-образовательная деятельность по художественно-
эстетическому развитию в старшей группе «Городецкая роспись»;
- Пластилинография «Доски не простые – веселые, расписные»;
- Рисование «Городецкие цветы небывалой красоты»;
- Аппликация «Городецкий петушок»;
- Рисование «Городецкие узоры»;
- Мастер-класс «Роспись деревянной лопатки»;
5. Эксперименты с красками «Смешиваем цвета»;
6. Просмотр художественных альбомов И. Лыковой «Весёлый Городец»;
7. Чтение художественной литературы:
- «Легенда о городецком промысле»;
- «Сказка о славном городе Городце, знаменитом мастере Даниле и невесте его Любаше»;
- «Сказ о городецком коне»;
- разучивание стихов и частушек о Городце;
- составление описательных рассказов «Городецкий сувенир»;
8. Дидактические игры:
- «Обведи и раскрась»;
- «Укрась посуду»;
- «Сложи узор»;
- «Русские узоры» лото;
- «Узнай и назови городецкий элемент»;
- «Дорисуй»;
9. Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья ремесленников»;
- «Магазин народных промыслов»;
- обыгрывание рус. нар. песни «Пряха»;
- игра-драматизация «Три девицы под окном»;
10. Народные игры:
- «Золотые ворота»;
- «Арина»;
3-этап – Заключительный.
1.«Городецкие прялки» - коллективная работа;
2. Выставка работ детей и родителей «Городецкие узоры»
3. Презентация по реализации проекта.
Вывод:
В результате проведения комплексной работы по формированию у детей любви и уважения к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами городецкой росписи и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа.
Дети самостоятельно научились создавать выразительные узоры на силуэтах
изделий городецких мастеров и на деревянных лопатках. Дети активно участвовали в мастер-классе по росписи деревянных лопаток.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства очень интересна
детям, она способствует развитию эстетического восприятия, помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.