Анна Кулюкина
Паспорт проекта для старшего дошкольного возраста «Загадайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Загадайка»
Тип проекта : Познавательно-творческий
Вид проекта : Среднесрочный (1,5 месяца)
Категория участников: Дети старшей группы, воспитатели, родители
Актуальность: Загадка представляет большую ценность в развитие речи, мышления, воображения и других психических процессов у детей дошкольного возраста. Расширяет кругозор, направляет внимание детей на предметы и явления и их существенные признаки и связи, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков. Загадка, являясь одной из форм устного народного творчества, приобщает детей к истокам русской культуры.
Публикация «Паспорт проекта для старшего дошкольного возраста „Загадайка“» размещена в разделах
Цель: Исследование происхождения загадок и их видов; формирование умений у детей отгадывать и составлять загадки.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «загадка».
2. Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
3. Познакомить детей с механизмом отгадывания загадок.
4. Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
5. Формировать умение составлять загадки, разнообразные по структуре.
6. Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
7. Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества.
8. Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников.
Продукт: Лэпбук «Дом загадок»
Этапы проекта
I. Подготовительный:
1. Определение цели, задач и интеграции образовательных областей.
2. Разработка этапов проекта, его методического сопровождения (содержание, методы и формы реализации проекта).
3. Определение ожидаемого результата и продукта проекта.
4. Подбор загадок, дидактического и игрового материала.
II.Основной (практический) : 1. Знакомство детей с понятием «Загадка», её происхождением. Знакомство детей с народными и авторскими загадками.
2. Знакомство с образными средствами в загадках. Формирование умения детей отгадыванию загадок. Составление описательных рассказов и рассказов-сравнений с помощью иллюстративного материала и схем.
3. Формирование умения детей составлять загадки с использованием схем и моделей.
III. Заключительный: Создание лэпбука «Дом загадок» и его презентация.
План по реализации проектной деятельности
Содержание:
- Различные виды НОД: «История появления загадки»; «Как появляются загадки»; «Роль загадки в русских народных сказках»; «В поисках отгадки»; «Относительные прилагательные»; «Путешествие в сказку к загадкам»; «Какие бывают загадки»; «Иллюстрации к русским народным сказкам»; «Составление описательных рассказов»; «Незнайка знаменитый писатель»; «Как придумать загадку?»; «Правила составления загадки»; «Загадка на грядке»; НОД по ручному труду и изобразительной деятельности: «Ответы к загадкам»; "Мой любимый сказочный герой"; "Ответ к моей загадке";
- Д/и «Загадки и отгадки», «Весёлые загадки», «Чем похожи эти предметы»; «Игра да-нет»; «Скажи по-другому»; «Что бывает таким же».
- Разучивание загадок о животных и птицах, сезонах, месяцах, днях недели, об овощах, фруктах, ягодах, о предметах и т. д., с помощью мнемотаблиц и без них.
- П/и на прогулке в загадках, с элементами соревнования.
- Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка», «Василиса премудрая», чтение сказки «Рифма»
- Папка-передвижка для родителей «О пользе загадок», «Развитие речи с помощью загадок».
- Подборка детских книг с загадками
- Изготовление поделки «Ответ к любимой загадке моих родителей»
- Индивидуальная работа: «Многозначные глаголы»; «Скажи наоборот»; «Относительные и притяжательные прилагательные». • Папка-передвижка
- Творческое задание для детей и родителей – написать стихотворение на тему домашние животные и выполнить рисунок к этому стихотворению.
- Составление загадок по схемам, с помощью связки «как»;
- Составление загадок по модели «Что бывает таким же»
- Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей предмета без его называния с использованием схем (цвет, фигура, величина, материал и т. д.).
- Составление загадок способом перечисления действий предмета без его называния.
- Составление загадок по модели : «Что делает? – Что (кто) делает так же?
- Задание для родителей: помочь в составлении картотеки: подготовить дома одну русскую народную загадку, одну собственного сочинения.
- Творческая мастерская по изготовлению лэпбука для детей и родителей.
Список литературы:
1. Хмелюк М Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание, 1993.- №7.
2. Нестеренко А. А. «Страна загадок». Ростов-на-Дону., Изд-во Ростовского университета, 1993.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание, 1986.- № 9
4. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Учпедгиз, 1957.
5. Гурэвич Л. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. - Л., 1984.
6. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Просвещение, 1981.
7. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Просвещение, 1984.
8. Русские народные сказки. Речь, 2007.
9. Шергин Б. В. Сказка рифма. Просвещение, 2011.