Ирина Венедиктова
Паспорт педагогического проекта «Умники и Умницы идут по улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта
по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах
«УМНИКИ И УМНИЦЫ ИДУТ ПО УЛИЦЕ» для детей 6-7 лет (долгосрочный проект)
ТЕМА ПРОЕКТА: «УМНИКИ И УМНИЦЫ ИДУТ ПО УЛИЦЕ»
.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Публикация «Паспорт педагогического проекта „Умники и Умницы идут по улице“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Проекты. Проектная деятельность
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.
Обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с малышом всегда находятся родители, воспитатели детского сада. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Поэтому в нашей группе мы уделяем большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагог –психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
ТИП ПРОЕКТА. Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой, долгосрочный, в рамках государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №30
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный с 18 сентября 2017 года по 31 мая 2018 года.
I. ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Цель. Сoздание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи.
1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
2. Организация предметно-развивающей среды группы по проблеме.
3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников группы по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге и улице.
6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Предполагаемые результаты.
Образовательный:
- овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- развитие творческих способностей;
- формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- формирование культуры поведения в процессе «общения» с улицей, дорогой и в транспорте;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Постановка проблемы и ее актуальность.
1. Поставить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»
2. Диагностика детей по образовательной области «безопасность».
3. Анкетирование родителей по проблеме.
4. Изучение статистики в СМИ по детскому дорожно-транспортному травматизму.
5. Проведение родительского собрания, с целью привлечения родителей в проектную деятельность.
II. ЭТАП. ПОДГОТОВКА К ВНЕДРЕНИЮ ПРОЕКТА.
- подбор и изучение методической, художественной и научной литературы по ПДД;
-создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по ПДД;
- подбор и изготовление материала о ПДД: дорожные знаки, картинки с изображением ситуаций на дорогах, железная дорога, рули, элементы костюма (фуражка, жезл, кепка шофера, билеты для кондуктора и т. д., машины (специальный транспорт, конструктор (разного вида) и т. д.
- подборка занимательных и проблемных заданий;
- подборка видеоматериала по ПДД;
- подбор информации для оформления родительского уголка по ПДД в приемной группы.
III ЭТАП ПРОЕКТА: ОСНОВНОЙ- ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Дата
Тема занятия
Программное содержание
Оборудование
Предварительная работа
Словарная работа
Компонент ДОУ
Сопутствующие формы работы
Сентябрь
1. Диагностика уровня знаний детей по ПДД
При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.
Слайды, магнитная доска, макеты светофора и дороги.
Показ слайдов, вопросы по диагностике.
знакомство детей с правилами дорожного движения, экскурсии, наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы о ПДД, о правилах поведения на улице и в транспорте.
Светофор, дорожные знаки, правила поведения, перекрёсток, водитель, пассажир, железная дорога, транспорт (общественный, водный, наземный, железнодорожный, воздушный, легковой, грузовой, впереди – позади, дальше – ближе, пешеходный переход.
Дидактическая игра «Найди безопасный путь до детского сада»
Драматизация сказки «Веселый светофор», Беседа «правилам дорожного движения-наше уважение», Просмотр презентаций, видеофильмов, мультфильмов.
Октябрь
2.«Знаки, предупреждающие пешеходов об опасности».
Обеспечить усвоение знаний о предупреждающих знаках: опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем.
Познакомить с историей появления первых дорожных знаков.
Закрепить правила поведения в общественном транспорте.
Повторить названия различных видов транспорта.
Развитие поискового мышления, умения использовать полученные знания на практике.
Воспитывать культуру поведения, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.
Предупреждающие знаки, опасный поворот, крутой спуск и подъем, неровная дорога, скользкая дорога.
Экскурсия к светофору, наблюдение за его работой и за движением машин. Изготовление предупреждающих знаков с использованием шаблонов.
Встреча с работниками ГИБДД.
Беседа «Мчатся по улице автомобили»
Чтение художественной литературы: рассказ И. Серюкова «Улица, где все спешат.»
Демонстрационный материал – слайды.
Раздаточный материал: карточки с цифрами и карточки с изображением знаков.
Проблемные ситуации, сюрпризные моменты, наглядность, художественное слово, вопросы. Сюжетно-ролевая игра «Улица» «ГБДД».
Изготовление дидактической игры «Дорожные знаки», Дидактическая игры: «расположи правильно дорожный знак», Подвижные игры «Цветные автомобили». ИКТ. Просмотр мультфильмов
Ноябрь
3.«Запрещающие знаки»
Обеспечить усвоение запрещающих знаков, учить отличать их от других знаков, развивать воображение, умение применять знания на практике, воспитывать культуру поведения, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.
Слайды, раздаточный материал. Карандаши, мозаика.
Беседа, вопросы, наглядность, игровые приемы, художественное слово (загадки, стихи, сюрпризный момент. Беседа «Правила пешехода» «Пост ГАИ». Чтение художественной литературы: «Сказка про дорожные знаки».
Запрещающие знаки, въезд запрещен, движение пешехода запрещена, поворот запрещен, езда на велосипеде запрещено, движение запрещено.
Использование макета прилегающей территории и наглядного материала группы
Дидактическая игра «Играй, да смекай»
Рисование карандашом, свечкой. Выкладывание мозаикой запрещающих дорожных знаков. Подвижная игра «Светофор». ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций.
Декабрь
4.«Если бы я очутился в метро…»
Закрепить знания детей о городском наземном пассажирском транспорте. Познакомить с новым видом пассажирского транспорта – метро, с правилами безопасного поведения в метро. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать. Развивать умение работать с планом-схемой.
Слайды, жетон, билеты различных видов транспорта, планы-схемы, костюм кота Леопольда.
Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы:
Я. Пишумова «Посмотрите-постовой», М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»
Дидактические игры «Светофор и дети»
Метро, метрополитен, эскалатор, жетон, поручни, станция, схема, турникет, дежурный по станции.
Сюжетно-ролевая игра, используя опыт детей «Поездка в метро»
Рисование на тему: «Поездка в метро» (из опыта детей). ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций
Январь
5.«Приключение Незнайки в Санкт-Петербурге»
Учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно –бытовые здания в ближайшем окружении. Учить работать с макетами.
Макеты детского сада школы больницы, магазина, разметка дороги, дорожные знаки, светофор, костюм Незнайки, слайды.
Экскурсия на прилегающие к детскому саду улицы, загадывание загадок, знакомство с дорожными знаками. Беседа «Будь осторожен»- познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов. Чтение художественной литературы: Г. Циферов «Сказки на колесах».
Название улиц: проспект Ветеранов; улица Пионерстроя, Гарькавого, Пилютова, Тамбасова.
Составление маршрутов до детского сада, больницы, магазина на магнитной доске, используя плоскостные модели зданий. Дидактическая игра «Собери светофор», "Сюжетно-ролевая игра «Автобаза».
Строительство и обыгрывание макета территории детского сада. Обыгрывание ситуации «Как поступить». ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций.
Февраль
6. «Неправильная карта»
Развивать умения читать карту-схему и двигаться согласно ей. Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам. Воспитывать дисциплинированность на дороге.
Конверт с картой-схемой маршрута. Карточки с дорожными знаками, кроссворд.
Рассматривание иллюстраций, плакатов, дидактические игры по правилам.
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Скверная история».
Скорая помощь, знаки особого предписания. Знаки сервиса.
Дидактическая игра «Найди что лишнее», Сюжетно ролевые игры «Улица», «семья».
Составление кроссвордов, загадок. Игровая ситуация «Бабушка на другой стороне». ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций.
Март
7.«Автомобили бывают разные»
Учить детей создавать мысленные конструкции специализированных машин, уточнить значение звукового сигнала (сирены) развивать умение решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми используя различные дорожные ситуации, развивать интеллектуальные способности через умение решать проблемные ситуации, воспитывать у детей уверенность, умение смело высказывать свои мысли.
Костюмы для героев: Карлсона, Малыша, изображение специального транспорта, разрезные детали машин, карточки с изображением номеров телефонов, мяч, изображение накладного контура транспорта.
Чтение с детьми рассказа С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Д. Чуйко «Пожарные», В. Кожевникова «Светофор»,загадывание загадок, наблюдение за дорогой, игры по ПДД. Беседа «Безопасная улица».
Активизировать в речи детей понятия: специальный транспорт, проблесковый маячок употреблять в речи название специально
го транспорта: пожарная машина, скорая помощь, милиция, газовая служба закрепить умение описывать машины, используя прилагательные.
Дидактические игры «Хорошо –плохо», «Зоркий глаз», «Это я, это я. Это вся моя семья». Сюжетно-ролевая игра «Мы водители».
Рисование на тему «Машины бывают разные», сюжетно-ролевая игра «Гараж».
Игровая ситуация «Странный водитель». Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь». ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций.
Апрель
8. «Приключение зайчонка»
Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога».
Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем;
Продолжать формировать представление о многообразии звуков. Развивать умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном движении;
Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.
Презентация, аудиозапись «Звуки природы», две доски: гладкая и ребристая, игрушечные машины, две ленты, мяч, поощрительные значки.
Экскурсия к дороге, наблюдение за ее изменением в зависимости от состояния погоды; беседы о правилах дорожного движения, чтение стихотворения «Гололед» И. Лешкевича., А. Северный «Светофор». Беседа «Опасные предметы на дороге».
Тормозной путь, проезжая часть дороги, длинная, гладкая, сухая, широкая, прямая, извилистая, узкая, мокрая, шероховатая дорога, сигнал автомобиля, дорожное покрытие, пешеход, путь скольжения.
Аутотренинг, художественное слово (сказка про зайца, беседа, вопросы причинно-следственного характера, создание проблемной ситуации, проведение эксперимента.
Дидактическая игра «Красный-зеленый»
Составление коллективной сказки «Как зайчонок учил правила дорожного движения». Развлечение «Папа, мама, я-дорога и семья». Игровая ситуация «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне и дороги».Выставка книжек-самоделок «Школа юного пешехода».ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций.
Май
9. Викторина по ПДД «Вопросы инспектора Светофорова». Итоговая диагностика
При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.
Эмблемы команд, карточки, дорожные знаки, краски, кисти, бумага.
Подготовка команд: название, эмблема, девиз, приветствие. Беседа «Школа моего микрорайона». Чтение художественной литературы: Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк». Закрепление овладения понятиями в соответствии с программными требованиями.
Дидактическая игра «Что, Где, Откуда?».
Конкурс детского рисунка «Безопасная дорога». ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций.
Работа с родителями.
Сентябрь
1. Круглый стол "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример всему».
2 Оформление наглядной агитации «Ребенок и взрослый на улице».
3. Анкетирование родителей «Правила и безопасность дорожного движения»
4. Выставка детско - родительских работ «Микрорайон Сосновая поляна»».
Октябрь
1. День открытых дверей:
• Игра-соревнование «Вперед, пешеход!»;
• Буклеты «Воспитываем грамотного пешехода».
2. Изготовление макета ул. Пионерстроя.
Ноябрь
1. Привлечение родителей к совместному творчеству: изготовления атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы - пешеходы».
2. Выставка семейных рисунков «Мы за безопасное движение».
3. Викторина «Безопасное поведение на улице».
Декабрь
1. Круглый стол «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет».
2. КВН «Знатоки дорожных правил».
3. Презентация плана-схемы «Мой путь в детский сад». Воспитатели
Январь
1. Встреча с работниками ГИБДД (профилактика детского травматизма).
2. Экскурсия «Пешеходный переход».
3. Фотоколлаж «Дорога и дети». Инспектор ГИБДД
Февраль
1. Папка-передвижка «Обогащайте речь детей» (словарная работа по ПДД).
2. Библиотека для родителей.
3. Стенд для родителей «Это интересно», «Правила перевозки детей в автомобиле».
Март
1. Советы для родителей-водителей «Неблагоприятная погода на дорогах весной».
Апрель
1. Совместный досуг «Эстафета зеленого огонька»;
2. Игротека «Играйте вместе с детьми»
3. Фотоматериал «Улицы нашего микрорайона Сосновая поляна».
4. Развлечение «Папа, мама, я-дорога и семья»
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Цель. Презентация проекта и подведение его результатов.
- Фотовыставка «Правила дорожные соблюдай всегда»;
- Презентация книги «Стихи о ПДД»;
- КВН с участием родителей «Правила движения достойны уважения»
Литература:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста.»: Просвещение, 2007г.
2. К. Ю. Белая «Я и мая безопасность.» Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная пресса, 2010г. -48
3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах» : методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
4. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице»., «Детство – пресс», 20087г.
5. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста». Учебное пособие. – М. : педагогическое общество России, 2005г.
6. Л. Б. Подубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
7. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», м., «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.