Юлия Кузьмина
Паспорт педагогического проекта «Овощной калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В питании ребенка непременно должны присутствовать витамины, а живые витамины содержатся именно в овощах.
Важно донести до сознания ребенка пользу употребления в пищу овощей, об их пользе для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания, приобщить детей к здоровому образу жизни.
Цель проекта :
Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять мини - доклады; формировать интерес к книге как к источнику знаний.
Публикация «Паспорт педагогического проекта „Овощной калейдоскоп“» размещена в разделах
Обобщить и расширить знания детей об овощах через разные виды деятельности.
Закреплять названия овощей; формировать знания о пользе овощей для здоровья человека.
Задачи проекта :
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
Привлекать детей к созданию развивающей среды в группе: создание выставки.
Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива через участие в проектной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Продолжать расширять и уточнять представления детей об овощах.
Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
Развивать проектную деятельность всех типов.
Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
Воспитывать уважение к труду овощеводов.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Совершенствовать умение составлять рассказы об овощах, о содержании картины и по набору картинок с последовательно развивающимся действием: посадка, уборка урожая.
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, пословицами и поговорками.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Совершенствовать технику изображения.
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании.
Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Воспитывать самостоятельность.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Расширять представления детей о рациональном питании.
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Обеспечивать разностороннее развитие личности ребё нка: воспитывать настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
Тип проекта : познавательно-творческий проект
Участники проекта :
Воспитатель Кузьмина Ю. В.
Дети подготовительной «Б» группы
Родители подготовительной «Б» группы
Предмет исследования: Овощи
Длительность проекта : краткосрочный /5 дней/
Ожидаемый результат:
Для детей:
Сформировать у детей представления об овощах, витаминах в них.
Получить знания о том, как выращивают овощи, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что вырастить овощи – это итог большой работы людей.
Воспитывать интерес к профессиям овощевода и к труду людей, участвующих в переработке овощей.
Для педагогов :
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой, познавательной, художественной деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Для родителей:
Поддерживать познавательную активность у детей через изготовление семейных газет об овощах
Заинтересовать и вовлечь родителей в проектную деятельность через участие в конкурсе – выставке «Забавные поделки из овощей».
Презентация продуктов деятельности
Выставка детских рисунков «Овощной калейдоскоп»
Создание стенгазет «Овощной калейдоскоп»
Конкурс - выставка творческих работ «Забавные поделки из овощей»
Организация деятельности по реализации проекта
«Овощной калейдоскоп»
Подготовительный этап:
(Постановка проблемы, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта)
Действия педагогов
- Мы создали проблемную ситуацию с помощью интервью. Детям задавались вопросы:
- Какие овощи вы знаете?
- А где растут овощи?
- Какой уход требуется овощам?
- Почему овощи считают основной едой человека?
- После интервьюирования сформулировали проблемные вопросы, определили задачи работы над проектом.
- Собрали литературу по теме проекта : стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы.
- Продумали мероприятия для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.
- Давали рекомендации родителям по поиску интересных фактов, информации, в том числе и интернете на предложенную тему
- Создали условия для осуществления проекта.
Действия детей
- Дети осознали и личностно восприняли проблему, эмоционально реагировали на проблемные вопросы.
- Предлагали варианты решения проблемы.
- Предлагали привлечь родителей к решению проблемы «Что они знают о овощах?», чтобы оказывали посильную помощь в работе над проектом.
- Прогнозировали результаты проекта : «Мы узнаем больше информации о овощах»
Основной этап
(практическая деятельность по решению проблемы)
Деятельность педагогов
- Организовывали совместную деятельность с детьми.
- Помогали в изготовлении атрибутов и игровых пособий.
- Разучивали с детьми стихи, читали им сказки и рассказы.
- Контролировали развитие проектной деятельности детей.
- Оказывали дифференцированную помощь детям при проведении проектной деятельности.
Действия детей
- Планировали деятельность при помощи педагога и определяли средства реализации проекта.
- Принимали участие в выставке «Забавные поделки из овощей»
- Объединялись в рабочие группы, распределяли обязанности.
- Систематизировали предложенную информацию, выучили стихи, загадки, составляли небольшие рассказы по сюжетным картинкам, придумывали конец или новые сказки про разные овощи (словотворчество).
- Выполняли проект (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых.
- Готовились к итоговому мероприятию: презентация творческой работы «Забавные поделки из овощей».
Действия членов семьи
- Помогали выучить стихи и загадки, находить полезную и познавательную информацию.
- Принимали участие в создании развивающей среды для успешного проведения проекта.
Завершающий этап
(презентация продуктов проекта)
Действия педагогов
- Помогали в организации итогового мероприятия.
- Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности.
- Совместно с детьми определили перспективы развития проекта
Действия детей
- Знакомили родителей со своими работами, принимали участие в итоговом мероприятии
- Обсуждали результаты проектной деятельности.
- Совместно с взрослыми определили перспективы развития проекта
- Сделали выводы о решении проблемы – употребление больше овощей в сыром и варёном, тушёном виде в пищу детей.
Действия членов семьи
- Оказывали помощь в проведении итогового мероприятия.
Презентация продукта деятельности – выставка творческих работ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Дети:
получили знания о том, как и кто, выращивает овощи
познакомились с процессом приготовления салатов из овощей.
приняли участие в презентации своих творческих работ
Родители:
проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта
предоставили фотографии о том, как дома вместе с ребёнком занимались приготовлением салатов из овощей
для занятий лепкой изготовили солёное тесто
В предметно-развивающую среду внесены:
репродукции картин на тему «Овощи»
подборки стихов, загадок об овощах,
интересные факты об овощах
выставка художественной литературы по теме «Овощи»
организована выставка «Забавные поделки из овощей»
Педагоги :
подобрали методическую и детскую литературу
наработали картотеку стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок, считалок
наработали рекомендации для родителей
Список используемой литературы:
- Н. П. Битютская «Система педагогического проектирования» /опыт работы, проекты/; В. : Учитель, 2013г.
- Т. А. Шорыгина «Беседы об овощах» /методические рекомендации/; М. :ТЦ Сфера, 2014г.
- О. А. Скоролупова «Осень. Часть 2»/занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме/; М. : ООО «Скрипторий», 2008г.
- Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий: подготовительная группа /интегрированный подход/ - М. : Скрипторий, 2013.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: подготовительная группа- М., Мозаика-Синтез, 2016.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: подготовительная группа. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
- «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой; М. : Мозаика-Синтез, 2011.
- Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова; М. : Школьная Пресса, 2004.
- Т. В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»; М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).
- Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»; М. : Просвещение, 1991.
- О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»; М. : Сфера, 2003
- Скоролупова О. А. «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО: в 2 ч.»; М. : Скрипторий, 2003, 2015.
Приложение к проекту «Овощной калейдоскоп»
Приложение №1
Планирование воспитательно-образовательной работы
с детьми по областям:
Социально-коммуникативное развитие:
- Дидактические игры - «Узнай на ощупь»; «Узнай на вкус»; «Четвертый лишний»;
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья – заготовки из овощей», «Овощной магазин», «Кафе»
- Просмотр мультфильмов
- Свободное общение
- Трудовая деятельность – изготовление овощей из солёного теста
- Беседа по ОБЖ - «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
Познавательное развитие:
- Рассказ воспитателя «Пойдём с тобою в огород»;
- Рассказы воспитателя с обсуждением «Овощной калейдоскоп»
- Опыт «Хитрые семена»
- Рассматривание, обследование овощей;
- Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи»;
- Викторина «Овощной калейдоскоп»
Речевое развитие:
- Слушание и обсуждение сказки «Пых»
- Отгадывание загадок об овощах
- Заучивание пословиц и поговорок об овощах
- Составление рассказа из опыта детей «Загадки на грядке»
- Чтение художественной литературы
- Словесные игры – «Угадай овощ по ответам и вопросам», «Какой? Какая? Какое?».
Художественно-эстетическое развитие:
- Ручной труд – «Тыква»
- Рисование по сказке «Пых»
- Лепка – «Овощи»
- Рисование – «Натюрморт - овощи»
- Рассматривание картин художников - натюрморты
- Рисование рисунков из круп – «Я рисую овощи»
- Аппликация «Овощи на тарелке»
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «Мы – весёлые ребята», «Быстро возьми, быстро положи», «Догони пару».
- Игры – эстафеты: «Перенеси овощи», «Огородники».
- Физкультминутки
- Беседа «Овощи, их значение в жизни человека».
Взаимодействие с родителями:
- Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки об овощах;
- Организация конкурса – выставки «Забавные поделки из овощей».
- Рекомендации для родителей: «Это интересно знать», «Выучите дома», «Тема недели – Овощи»
Приложение №2
Планирование воспитательно-образовательной работы
по дням недели:
Понедельник
Беседа "Что вы знаете об овощах?"
НОД /фцкм/ - "Во саду ли, в огороде"
Рисование "Натюрморт - овощи"
Чтение рассказа Э. Хогарт "Мафин и его знаменитый кабачок"
Просмотр презентации "Что растёт на грядке?"
Вторник
Беседа "Культура поведения за столом"
Отгадывание загадок об овощах
Придумывание сказки "Жили - были. "
Рассматривание картин художников
Исследовательская деятельность
Среда
Беседа "Съедобно - несъедобно"
НОД /фэмп/ - «Что где растёт?»
Лепка "Овощи"
Сюжетно-ролевая игра "Семья"
Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи»
Четверг
Беседа "Почему надо есть овощи?"
НОД - "Составление рассказа из опыта детей "Загадки на грядке"
Познавательно-исследовательская деятельность - "Вкусный сок"
Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай на вкус", "Четвёртый лишний"
Пятница
Сюжетно-ролевая игра "Овощной магазин"
Беседа "Овощной калейдоскоп"
Рисование "Рисуем сказку "Пых"
Игры - соревнования: "Огородники", "Перенеси овощи", "Ловкие, быстрые"
Беседа по ОБЖ - "Витамины я люблю – быть здоровым я хочу"
Приложение №4
Пословицы и поговорки обо всех овощах
Всякому овощу свое время.
Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Пословицы и поговорки о капусте
Без капусты щи не густы.
В одном кармане пусто, в другом капуста.
Капуста любит воду да хорошую погоду.
Пословицы и поговорки о луке
Лук с чесноком - родные братья.
Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
Лук от семи недуг.
Пословицы и поговорки о чесноке
Лук с чесноком - родные братья.
Пословицы и поговорки о свекле
Без свеклы борща не ищи.
Без борща обед – не обед, а без свёклы борща нет.
Пословицы и поговорки о моркови
Морковь прибавляет кровь.
Съешь и морковку, коли яблочка нет.
Сей морковку в срок, будет и прок.
Пословицы и поговорки о редьке
Надоел, хуже горькой редьки.
Редька хвалилась: «Я с медом хороша!»
Ефрем любит хрен, а Федька - редьку.
Пословицы и поговорки о картошке
Картошку копать, не руками махать.
Картофель хлеб бережет.
Голодному и картошка лакомство.
Картошка - мать наша, а хлеб – кормилец.
Картошка да каша - еда наша.
У того картошка не родится, кто пахать ленится.
Приложение №5
Пальчиковые игры, используемые в работе с детьми
У ЛАРИСКИ – ДВЕ РЕДИСКИ
У Лариски- / По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с Две редиски. большого, на одной или обеих руках/
У Алёшки-
Две картошки.
У Серёжки – сорванца -
Два зелёных огурца.
А у Вовки-
Две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
Приложение №6
Физкультминутки, используемые в работе с детьми
Удивляемся природе
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. /потягивания—руки в стороны/
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. /правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот/
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. /приседания/
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. /потягивания — руки в стороны/
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. /потягивания — руки вперёд/
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки. /дети садятся/
Овощи
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
Приложение №7
Викторина «Овощной калейдоскоп»
Сегодня у нас конкурс загадок, мы будем загадывать и отгадывать загадки.
За правильный ответ вы будете получать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто же у нас лучший.
Конкурс 1: «Найди отгадку» /приложение - загадки об овощах/
Я загадаю загадку, а вы найдите отгадку.
- Я длинный и зеленый,
Вкусен я соленый,
Вкусен и сырой.
Кто же я такой?
(Огурец)
- Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.
(Лимон)
Что на тарелке лишнее? (Лимон лишний, потому что это фрукт).
Конкурс 2: «Подскажи словечко»
У бабушки на грядке выросли загадки. Подберите картинку.
- Там и тут, там и тут
Что за зонтики растут?
Наша внучка морщит лоб.
Это милая… (укроп).
- Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко
- Вылезай на свет… (морковка).
- Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок
Под названьем… (кабачок).
- Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… (горох).
- Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее… (капуста).
- А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… (огурцы).
- Верите – не верите,
Мы родом из Америки.
В сказке мы синьоры,
На грядке… (помидоры).
Конкурс 3: «Разгадай кроссворд»
Молодцы, ребята! Мы разгадали кроссворд и нашли кошке котенка.
Конкурс 4: «Разгадай ребусы»
С осенних деревьев падают листья. Подойдите к опавшим листьям и разгадайте ребусы.
Дети выходят на ковер, поднимают листья и разгадывают ребусы.
Конкурс 5: «Отгадай загадку – прочитай отгадку»
Отгадайте загадки об овощах.
Составьте из букв названия овощей, напечатайте их на карточке.
Дети на карточках печатают названия овощей из предложенных букв.
Конкурс 6: «Загадай загадку сам»
Вспомните, какие вы знаете загадки и загадайте их ребятам.
/Дети, загадывающие и отгадывающие правильно загадки получают фишки/
Подведение итогов: дети считают фишки, которые они получили за отгадки. Победителям вручаются медали.