Елена Дементьева
Паспорт летнего педагогического проекта «Мастерская природы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
1. Вид проекта: среднесрочный (июнь — август).
2. Тип проекта: познавательный, художественно-продуктивный.
3. Направление деятельности: художественно-продуктивный.
4. Цель: • Познакомить детей с удивительным разнообразием
природного материала;
• научить видеть красоту природы;
• привить детям понимание того, что природа — неиссякаемый
источник вдохновения для художников;
• научить использовать природный материал в своём творчестве;
• сформировать у детей представление о необходимости
Публикация «Паспорт летнего педагогического проекта „Мастерская природы“» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
бережного и созидательного отношения к природе.
5. Задачи:
• Развитие познавательного интереса к миру природы.
• Формирование первоначальных умений и навыков
экологически грамотного и безопасного для природы и для
самого ребенка поведения.
• Формирование элементарных умений предвидеть последствия
некоторых своих действий по отношению к окружающей
среде.
• Формировать эмоциональный отклик, радость от общения с
природой.
• Развивать у детей наблюдательность, умение видеть
характерные эстетические признаки окружающих объектов,
сравнивать их между собой.
• Развивать способности к изобразительной и дизайн-
деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
воображение, и творчество.
• Организовывать коллективную работу детей при создании
произведений сюжетного и декоративного характера.
• Приобщать детей к основам рукоделий.
• Учить создавать оригинальные поделки из природных
материалов, используя их для украшения дома, игры.
6. Актуальность проекта.
Актуальность проекта я вижу в том, чтобы показать
взаимосвязанное гармоничное развитие ребёнка в окружении природы. Дети в городских условиях испытывают дефицит общения с природой. Родители, в силу своей занятости, погоней за успехом и материальным благополучием, зачастую забывая о том, что мы живем в мире Природы - уникальной, полной загадок и тайны, мало времени проводят вместе с детьми, наблюдая за окружающим миром.
А ведь влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно.
Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает ребенку понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов, а значит, развивается речь, мышление, воображение, вырабатывается вкус, бережное отношение и любовь к животным, растениям. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Помогая детям в изучении Природы, мы защитим их от деградации, от бездуховности, от безликости.
Я надеюсь, что в ходе реализации проекта «Мастерская природы», мне удастся привить воспитанникам любовь и бережное отношение к окружающему миру, познакомить с удивительным разнообразием природного материала, научить грамотно использовать его в своём творчестве.
7. Форма реализации проекта.
Реализация проекта предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, экспериментов, чтения книг, художественно-продуктивных видов деятельности и др.
8. План реализации проекта
I ЭтапПодготовительный
Июнь
I нед. - Содержание: Знакомство детей и родителей с проектом «Мастерская природы»
Цели и задачи: Обсуждение и планирование совместной работы
Результаты: Сбор необходимой информации; наглядно-информационные материалы для родителей; составление анкет;
создание условий для самостоятельной деятельности детей, экспериментирования.
II Этап Практический
II нед.
Содержание: - Беседа с детьми для чего нужна природа?
- Что даёт природа человеку?
- Знакомство детей с видами природных материалов, их названиями.
Цели и задачи: Знакомство детей с предметами из дерева, резины, камнями, шишками и т. д. Результаты: Сбор коллекции природных материалов.
- Эксперимент «Какие предметы могут плавать?» Цели и задачи: Дать детям представление о плавучести предметов. Результаты: Составление таблицы Что плавает, что тонет.
- Эксперимент «Такие разные камни».
- Раскрашивание камней (зверушки, рыбки).
Цели и задачи:Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверх-ности,
показать возможность использования камней в игровых целях. Учить раскрашивать камни.
Результаты: Выставка поделок из камней «Подводный мир», «Забавные зверушки».
III нед. Содержание:
- Разучивание девиза проекта
- Игра-путешествие «На птичьем дворе»
- Чтение потешки «Курочка моя»
- Изготовление игрушек из яичной скорлупы», панно из яичной скорлупы.
Цели и задачи: Знакомство с домашней птицей курицей, яйцом, с природным материалом яичной скорлупой.
Результаты: Игрушки из яичной скорлупы. Панно из яичной скорлупы «Зайчик».
-Рассматривание иллюстраций злаковых растений пшеница-овёс, ячмень-рожь.
- Чтение В. Дацкевич «От зерна до урожая».
- Беседа об уборке хлеба, о труде хлебороба.
- Загадки о злаковых растениях
- Потешки о злаковых растениях
- Изготовление настенных панно из зёрен, медальонов, ваз.
Цели и задачи: Познакомить детей со злаковыми растениями, учить отвечать на вопросы полными предложениями, познакомить с новым видом природного материала зёрнами, их названиями.
Результаты: Панно из зёрен: «Мухоморы», «Мышка», «Воробышек», «Черепаха»,
Панно из зёрен на пластилиновой основе: «Земляничка», «Под грибом», «Гриб Боровик», Аппликация «Подсолнухи», Вазы, Медальоны.
IV нед.
Содержание: 1) Эксперимент «Песочная страна»;
-Чтение стихов
-Загадки о песке
Цели и задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способами изготовления рисунка из песка, учить строить замок из песка.
Результаты: Рисунки из песка; Панно из песка, камней, ракушек; Рисование водой на песке; Постройка песчаного замка.
2) Экскурсия в парк «Балтийский». Цели и задачи: Собрать с детьми природный материал, учить видеть красоту природы, учить находить образ в камне, веточке и т. д. сформировать у детей представление о необходимости бережного отношения к природе.
Результаты: Пополнение коллекции природных материалов.
3) -Дыхательное упражнение «Дует ветерок».
- Наблюдение за деревьями, кустарниками и др. растениями.
Цели и задачи: Развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зритель-ное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ».
4) - Сбор природного материала. Цели и задачи: Учить детей правильно собирать природные материалы.
5) - Подвижная игра «Палочка-выручалочка» Цели и задачи: Развивать быстроту, ловкость, внимание.
Июль
I нед.
Содержание:
1) -Рассматривание иллюстраций деревьев и кустарников, на которых растут орехи.
Цели и задачи: Знакомство детей с раз-личными видами орехов.
Результаты: Пополнение коллекции природных материалов.
2) -Рассматривание скорлупы различных видов орехов.
-Загадки об орехе.
Цели и задачи: Классификация скорлупы орехов по форме, цвету, размеру.
Показать возможность использования скорлупы орехов в игровых целях.
Результаты: Поделки из скорлупы грецкого ореха: «Бабочки», «Лодочки».
3) - Рассматривание иллюстраций животных, живущих в зоопарке.
- Загадки о животных.
- Чтение стих-я С. Я. Маршака «Детки в клетке».
Цели и задачи: Вспомнить названия животных, живущих в зоопарке. Как живут, чем питаются.
Результаты: «Домашний зоопарк».
II нед.
Содержание:
1) -Беседа с детьми «Что изготавливают из древесины?»
- Загадки о деревьях, книге, бумаге, карандаше, тетради, спичках.
- Стих-е Э. Мошковской «Дедушка Дерево».
Цели и задачи: Уточнить знания детей об использовании древесины человеком. Формировать бережное отношение к природе, в частности к деревьям.
Учить рационально использовать изделия изготовленные из дерева (бумагу, картон). Показать детям возможность использования отходов (карандашная стружка) для изготовления поделок.
Результаты: Панно из карандашных стружек «Незнакомка»
III нед.
Содержание:
1) -Наблюдение за птицами.
Цели и задачи: Уточнить знания детей о птицах, вспомнить названия птиц, их внешнее строение. Познакомить с новым видом природного материала пером. Воспитывать художественный вкус.
Результаты: Панно из перьев (Коллективная работа) «Жар птица», «Петушок».
2) -Игровое упражнение «Какая это птица».
- Чтение Г. А. Скребицкий «Крылатые соседи».
Цели и задачи: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».
3) -П. И. : «Воробушки и автомобиль» Цели и задачи: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.
IV нед.
Содержание: -Беседа с детьми о море, о поездке с родителями на море, о морских дарах.
Цели и задачи: Расширить представление детей о море, о морском береге.
Классификация морского песка по размеру. Продолжить знакомство с природным материалом ракушкой. Учить соединять ракушки при помощи пластилина. Воспитывать терпение, внимание, наблюдательность.
Результаты: Игрушки из ракушек: «Ёжик», «Краб», «Черепаха», «Собачка», «Мышка».
Панно из ракушек:«Цветок», «Кораблик из Карибского моря», «Бабочка», «Ёжик»,
Салфетки, украшенные песком, камешками, ракушками.
Август
I нед.
Содержание:
-Рассматривание иллюстраций хвойных растений (ель, сосна).
-Рассматривание плодов хвойных деревьев (шишек).
- Беседа «Для чего растению нужны семена».
Цели и задачи: Расширить представление детей о деревьях в лесу. Закрепить уме-ние различать и называть части растений. Закрепить представление что семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для продолжения жизни.
Познакомить с новым видом природного материала шишкой. Учить детей делать поделки из шишек, соединять части поделки при помощи пластилина, развивать творческое воображение, фантазию.
Результаты: Поделки из шишек: «Лесовички», «Совята», «Крокодильчик»,
II нед.
Содержание:
-Рассматривание иллюстраций садовых и луговых цветов, а также засушенных растений.
- Чтение стихов о цветах.
- Загадки о цветах.
Цели и задачи: Систематизировать знания детей о растениях садовых и луговых. Научить детей правильно собирать и засушивать растения. Показать возможность использования засушенных растений для изготовления картин. Учить составлять ком-позицию на листе бумаги. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение.
Результаты: Картины из засушенных растений.
III нед.
Содержание:
-Диагностика результативности развития детей в проектной деятельности.
- Подведение итогов работы.
Результаты: Публикация для родителей «Общение ребёнка с природой».
IV нед.
Содержание:
- Подготовка выставки детского творчества и фотоматериалов.
Результаты: Выставка детских работ «Маленькие мастера».
Фотовыставка «Природные дары для поделок и игры».
Результаты анкетирования.
Среди родителей было проведено анкетирование по проекту «Мастерская природы». Участвовало в анкетировании 9 родителей. На предложенные 6 вопросов были получены ответы.
На вопрос – «Знаете ли Вы, что группа участвует в проекте?» - все родители ответили – да.
На второй вопрос –«Рассказывают ли Вам дети о проекте и о том, что они делают в группе?» - ответы были такие:
• да – 78%
• нет – 0%
• затрудняюсь ответить – 22%
На третий вопрос «Как Вы думаете, полезна ли вашим детям работа с природным материалом?» - все 100% ответили «да».
А вот на следующий вопрос «Научились ли Ваши дети чему-то новому в ходе проекта?» - ответы родителей разделились:
• да – 78%
• нет – 0%
• затрудняюсь ответить – 22%
На пятый вопрос «Нужна ли подобная работа в дальнейшем?» - все 100% родителей ответили «да».
А вот на шестой вопрос «Какая тема проекта Вам наиболее интересна?» ответы были следующими:
• Продолжить работу в этом же направлении – 33%
• Изучение животного и растительного мира – 22%
• Изучение правил дорожного движения –12%
• Затруднились ответить – 33%
Эта анкета показала, что родителям была предоставлена информация о проведении проекта «Мастерская природы» в достаточном объёме.
Дети охотно делились своими впечатлениями со своими родителями, рассказывая о том, чем занимались в ходе реализации проекта. Родители считают очень полезной работу с природным материалом. Многие заметили, что их дети научились много новому в ходе проекта и считают необходимым продолжить работу в этом направлении, а именно в изучении окружающего мира, экологического воспитания детей с использованием художественно-продуктивных видов деятельности и ручного труда.
Что же касается просьбы предложить тему для следующего проекта, многие родители растерялись, так как этот вид деятельности является новым для всех его участников, некоторые до конца не осознали свою роль в участии проекта.
III. Оценка работы по проекту.
Наша группа завершила работу по проектной деятельности «Мастерская природы», который длился в течение трёх месяцев. В проекте приняли участие 14 детей.
Перед началом работы все дети были продиагностированы, в результате чего, стало понятно, что дети плохо знают, что такое природные материалы, не знают их названия, на прогулке находить их не могут, у них плохо развито воображение и они не могут увидеть образ в камне, коряге и т. д., а также затрудняются в создании поделки из природных материалов и сочетании разных материалов при создании композиции.
В ходе реализации нашего проекта были проведены многочисленные мероприятия:
• Беседы: - Для чего нужна природа?
- Что даёт природа человеку?
- Об уборке хлеба и работе хлебороба.
- Что изготавливают из древесины?
- О море, о морских дарах.
- Для чего растению нужны семена.
• Эксперименты: -«Какие предметы могут плавать?»
- «Такие разные камни».
- «Песочная страна».
• Наблюдения за живой и неживой природой.
• Чтение рассказов и стихотворений о природе, птицах, растениях.
• Отгадывание загадок о домашних животных, о животных леса, о животных зоопарка, о подводных обитателях, о птицах, о насекомых, о растениях (природных материалах, которые мы использовали в своих работах.
• Было просмотрено большое количество иллюстраций о животных и растениях.
• Также была проведена экскурсия в парк «Балтийский», в ходе которой мы познакомились со множеством растений, находящихся на территории парка. Учились находить природный материал, видеть красоту природы.
• Была собрана коллекция природного материала.
• А также изготовление панно, рисунков, картин и различных поделок из разнообразных природных материалов.
К концу проекта мы подошли со следующими показателями:
Знание детей названий природных материалов увеличились с 7% до 50%.
Умение находить природный материал во время прогулки с 7% до 86%.
Умение видеть образ в коряге, камне и т. д. с 0% до 29%.
Умение создавать образ из природных материалов с 7% до 43%.
Умение расположить композицию на листе с 36% до 71%.
Умение сочетать разные материалы, украшать композицию с 14% до 71%.
Подводя итог проделанной работы, хочу заметить, что в основном, те цели и задачи, которые ставились в начале проекта – достигнуты.
Дети стали более внимательными на прогулке, стали замечать то, что не видели раньше (маленьких насекомых, красивую травинку); находили природный материал, даже когда я их об этом не просила; меньше стали обрывать листочки с кустов и ветки, а тех, кто продолжал это делать – осуждали.
Ребята с удовольствием мастерили поделки. Им было интересно работать с природными материалами.
Но, чтобы эти знания и умения прочно закрепились в сознании детей, такая работа должна проводиться круглый год. Поскольку в природе постоянно всё меняется: нет двух одинаковых камешков, листочков, ракушек и т. д. Наблюдая за природой, дети будут накапливать положительные эмоции, а это даёт толчок к творчеству. Наблюдать за природой можно всю жизнь и каждый раз замечать что-то новое.
Единственное, что хочу отметить, нам не хватило времени, чтобы в
полном объёме изучить все виды природных материалов. Мы изучили, осмотрели, ощупали только маленькую часть того богатства, которое дарит нам Природа.