Ирина Шишмарёва
Паспорт мини-музея «Курочка-Рябушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Паспорт мини-музея
«Курочка-Рябушка»
г. Троицк
2019 год
Содержание
Сведения об авторском коллективе…. …. 3
Паспортные данные мини-музея…. …. 4
Аспекты музейной деятельности….5
Положение о музее …7
План работы по созданию мини-музея «Курочка-Рябушка»…. …8
Экспонаты мини-музея…9
Публикация «Паспорт мини-музея „Курочка-Рябушка“» размещена в разделах
- Курица, курочка. Занятия, игры, поделки
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
Разделы мини-музея…. 11
Тематический план занятий в мини-музее…. 12
Перспектива развития мини-музея…. …. 13
Сведения об авторском коллективе
Шишмарёва Ирина Владимировна
Образование: среднее-специальное
Должность: воспитатель
Пед. Пестаж: 8 лет
Паспортные данные мини - музея
Наименование мини-музея : мини-музей «Курочка-Рябушка»
Профиль музея: познавательный.
Цели:
Познакомить детей младшего возраста с домашними птицами на примере курицы, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к домашним птицам. Познакомить с их ролью в жизни человека, воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру. Формирование проектно-исследовательских умений навыков. Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Развитие творческого и логического мышления, воображения. Литературный ряд: стихи классиков, детских поэтов, загадки, сказки, былины, детские рассказы.
Задачи:
Обогаще6ние предметно- развивающей среды ДОУ.
Обогащение воспитательно - образовательного процесса новыми формами.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Расширение кругозора, развитие познавательных способностей.
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Развитие творческого и логического мышления и воображения.
Формирование активной жизненной позиции.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Основные критерии оформления:
разнообразие и целесообразность объектов;
соответствие возрасту;
доступность;
безопасность.
Характеристика помещения: групповая комната площадью 30 кв. м.
Площадь, занятая под экспозицию: 1 кв. м.
Руководители мини-музея : Шишмарёва Ирина Владимировна
Структура управления мини-музеем
Структура управления мини-музеем : Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Аспекты музейной деятельности
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на
духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, преимущества мини-музея для детского сада очевидны:
- они занимают очень небольшое пространство, при желании их можно разместить в самых стесненных условиях;
- мини-музеи не отвечают многим строгим правилам;
- в настоящем музее ничего нельзя трогать руками, а вот в мини - музее можно и нужно брать в руки экспонаты, переставлять, исследовать;
-экспозиции мини-музея постоянно открыты для маленьких посетителей
-в создании экспозиций принимают участие все желающие: как дети, так и взрослые.
В обычном музее ребенок лишь пассивный наблюдатель, а здесь он соавтор, творец!
Формы деятельности:
- игровая;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках. Например, дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок сказочных героев из различных материалов, стоят на полках в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней и верхней полке представлена детская литература, подборки картинок, рисунки, картотеки, аппликации
ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ-МУЗЕЕ
«Курочка-Рябушка»
1. Общие положения
1.1. Музей является тематически систематизированным собранием различных форм работ со сказками. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Цели и задачи
2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.
2.2. Задачами музея являются:
- Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде культуры.
- Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.
3. Содержание и формы работы
3.1. Актив музея проводит следующую работу:
• Изучает литературно-исторические источники, соответствующие
профилю музея;
• Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
• Обеспечивает сохранность музейных предметов;
• Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
• Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
• Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
4. Руководство работой музея
4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем Совет, избираемый на собрании актива. Педагогическое руководство работой музея и его Совета осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующего по решению педагогического совета дошкольного учреждения.
4.2. Совет музея рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов.
4.3. Совет музея создаё т группы: поисковые, экскурсионные и лекторские.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ «Курочка – Рябушка»
N Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1 Подготовительный этап. Родительское собрание, индивидуальные беседы с родителями,
Педсовет,
анкетирование декабрь
2018
1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.
2 Практический этап. 1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий. январь -ноябрь 2019
Создания мини-музея «Курочка-Рябушка» .
Образовательная деятельность
3 Подведение итогов Заседание инициативной группы. декабрь 2019 Альбом «Мини-музей «В мире сказки».
Выставка экспонатов мини-музея
Экспонаты мини-музея
№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/
временное хранение Ф. И. О. представившего экспонат
Предметы быта
1 Петух радужный м/и 12.01.2019 постоянное Чубакова. Г. В
2 Петух белый м/и 12.01.2019 постоянное Обухов. А. Н
3 Цыпленок травка 13.01.2019 постоянное Мантурова. А. В
4 Поделка Гнездо 13.01.2019 постоянное Мантурова. А. В
5 Пасхальная корзинка 13.01.2019 постоянное Иргашева. Е. В
6 Петушки друзья 13.01.2019 на время выставки Гриценко. Н. В.
7 Курочка –ряба м/и 13.01.2019 на время выставки Мотовилова. О. С.
8 Петух большой м/и 13.01.2019 на время выставки Мотовилова. О. С
9 Курочка ряба маленькая м/и 14.01.2019 постоянное Захарова. И. С.
10 Курочки маленькие
(2 шт) 14.01.2019 на время выставки Иргашева. Е. Р
11 Кукольный театр (Курочка –Ряба) 14.01.2019 постоянное МБДОУ «Детский сад № 11»
12 Настольный театр «Курочка – Ряба» 14.01.2019 постоянное Воронина. А. Т
13 Деревянный театр «Курочка –Ряба» 14.01.2019 постоянное МБДОУ «Детский сад № 11»
14 Настольный театр «Петушок и бобовое зернышко» 14.01.2019 постоянное Шишмарёва. И. В
15 Петушок из шишек (2 шт) 15.01.2019 на время выставки Аржевитина. В. В
16 Петушок в корзинке 15.01.2019 постоянно Захарова. И. С
17 Петушок и курочка резиновые игрушки 15.01.2019 на время выставки Рябова. Е. В
18 Петушок-неваляшка 15.01.2019 постоянно Шишмарёва. И. В
19 Настольная игра разноцветный петушок 15.01.2019 постоянно Шишмарёва. И. В
20 Цыпленок желтый в корзинке 15.01.2019 постоянно Шишмарёва. И. В
21 Курочка вязанная 15.01.2019 постоянно Аржевитина. В. В
22 Петух серый пушистый м/и 15.01.2019 на время выставки Захарова. И. С
23 Пазлы «Курочка с цыплятами» 17.01.2019 постоянно Шишмарёва. И. В
24 Поделка «Дружная компания» 17.01.2019 на время выставки Бриленко. Н. Ю
25 Петух средний из фетра 17.01.2019 на время выставки Иргашева. Е. Р
26 Поделка «Курочка –ряба» 19.01.2019 постоянно Аносова Е. С
27 Макет по сказке «Курочка- Ряба» 19.01.2019 постоянно Обухова. И. Р
28 Игра –шнуровка «Курочка-Ряба» 20.01.019 постоянно Гриценко. Н. В
29 Теневой театр «Курочка-Ряба» 20.01.2019 постоянно Шишмарёва. И. В
30 Маски «Курочка-Ряба» 20.01.2019 постоянно Шишмарёва. И. В
31 Настольная игра «Кто здесь лишний» 20.01.2019 постоянно Шишмарева. И. В
32 Разрезные картинки «Курочка-Ряба» 20.01.»019 постоянно Шишмарёва. И. В
33 Полотенце расписное 20.01.2019 постоянно Шишмарёва. И. В
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
47
Выставка книг
1 Сказки
Мы читаем по слогам «Курочка-Ряба»
Курочка-Ряба 1984г 23.01.2019 на время выставки Лютова. Л
2 Книга «Курочка-ряба»
Стихи и сказки «У солнышка в гостях»
Сборник «Русские народные сказки»
Курочка-Ряба для малышей.
С. Я. Маршак «Курочка –Ряба и десять утят» 25.01.2019 постоянно Шишмарёва. И. В
Разделы мини-музея, особенности использования
«Курочки бывают разными».
Здесь размещены самые разные игрушки, изображения курочки, петуха, цыпленка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями, бабушками). Они напоминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.
«Где живут курочки».
Дети узнают, где живут курочки, знакомятся с деятельностью человека ухаживающего за ними.
«Семья курочки».
Малыши слушают и сами рассказывают о куриной семье: петух – папа, курочка – мама, а детки – цыплятки.
«Цыплёнок из яйца».
Здесь расположены игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка) : яйцо — цыпленок — курица. Знакомство с экспонатами помогает малышам развивать познавательную способность, логическое мышление: учит сравнивать, анализировать, делать умозаключения.
«Что ест курочка».
Малыши узнают, чем кормят курочек, имеют возможность рассмотреть и обследовать корм ( коллекция разных кормов: пшеница, пшено, зерна кукурузы, подсолнечника).
«Какую пользу приносит курочка».
В разделе находится коллекция разных яиц (деревянные, расписные и некрашеные, пластмассовые, оплетенные бисером и т. п., перья, картинки продуктов.
«Сами своими руками».
Экспонаты данного раздела выполнены детьми, воспитателями, родителями.
«В гостях у сказки».
Для обыгрывания сказки в музее собраны различные виды театров, маски – шапочки. Малыши с удовольствием принимают участие в развлечениях, инсценировках, играх с персонажами сказки.
«Детская мини библиотека» В этом разделе подобраны книги про курочку и её семью.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций доставляет малышам радость.
«Игротека».
В мини – музее дети могут выбрать настольную или любую другую понравившуюся им игру и поиграть с ней. Малыши с удовольствием рисуют, раскрашивают раскраски, расписывают пасхальные яйца, лепят, делают поделки.
«Библиотека».
В музее собрана подборка художественного слова, картотеки подвижных, пальчиковых, хороводных, народных игр, сценарии театрализованной деятельности, аудио сказки, детские презентации, мультфильмы о курочке, петушке и цыплятах. Оформлены папки: «Какие бывают куры», «Мастер – классы по изготовлению курочек из различных материалов», конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми.
Реализация музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
1. Куриная семейка (из массы для лепки)
Образовательная область: Познание, коммуникация.
Цель:Формировать представления о частях тела курочки, закреплять знания о курочке, как о домашнем животном.
2. Мама курица и цыплята (из семечек подсолнуха и тыквы)
Образовательная область:Художественное творчество
Цель:Формировать представления о различных способах создания картины, учить выполнять картину «Мама курица и цыплята» посредством использования зерен различных видов крупы
3. Цыплята (вязание крючком,Разноцветный петушок (вязание)
Образовательная область:Познание
Цель:Развивать умение выявлять их отличительные черты (различать курочку, цыпленка и петушка)
4. Желторотик (фарфоровая игрушка)
Образовательная область:Художественное творчество
Цель:Развивать творческое начало, учить применять различные способы рисования (карандашами, постелью)
5. Аппликация «Цыпленок на лугу»(из бумаги)
Образовательная область:Художественное творчество
Цель:Учить аккуратному выполнению аппликации, развивать творческость, воспитывать усидчивость в работе
6. Цыпленок «Я родился!» (из помпошек,Золотое яичко (из яичной скорлупы,Курица на яйцах (мягкая игрушка и яичная скорлупа,Цыплёнок «Я вылупился»(из бумаги - оригами)
Курица на яйцах (мягкая игрушка и яичная скорлупа)
Образовательная область: Познание
Цель:Формировать представления о различных способах в
7. Пано «Курочка – Ряба и золотое яичко» (из соленого теста)
Образовательная область:Коммуникация
Цель:Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас
8. Куриная семейка (из массы для лепки)
Образовательная область:Художественное творчество
Цель:Учить пользоваться стекой в процессе лепки, правильно подбирать цвета, развивать воображение, мелкую моторику
9. Золотое яичко (из яичной скорлупы)
Образовательная область:Коммуникация
Цель:Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас
10. Итоговая выставка. Проведение мониторинга.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
1. Подбор экспонатов для музея (родителями и детьми).
2. Чтение стихов детьми о курочке.
3. Рассказывание сказок детям родителями.
4. Наблюдение за курочками и цыплятами в природе (в деревне).
5. Знакомство с деятельностью человека ухаживающего за домашними птицами (художественная литература, рассматривание картинок и т. д.)
6. Изготовление экспонатов своими руками.
7. Знакомство с профессиями людей, ухаживающими за домашними птицами
8. Просмотр и прослушивание р. н. сказок (по DVD и CD-R)
9. Экскурсии в другие группы.