Марина Казакова
Паспорт мини-музея «Моя будущая профессия»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт мини-музея
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ….3
Сведения об авторском коллективе… …. 4
Паспортные данные мини-музея….…. 4
Аспекты музейной деятельности…. 7
План работы по созданию мини-музея «Моя будущая профессия»….…. 8
Характеристика мини-музея…. 10
Разделы мини-музея, особенности использования…. 11
Тематический план деятельности в мини-музее…. 12
Публикация «Паспорт мини-музея „Моя будущая профессия“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Перспектива развития мини - музея….. 17
Список литературы…. …18
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти «деньги» должны зарабатываться, ими не осознаётся. Так как в современном мире детей воспитывают лишенные цензуры СМИ, герои фильмов, ток-шоу, сериалов, фантомы Интернета, где авторитетами и героями времени становятся представители семейств со сверхдостатком.
На самом же деле, истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
«Ранняя» (детская) профориентация должна проводиться заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
№ Ф. И. О. Должность Образование Квалификационная категория Педагогический стаж
1. Казакова Марина Владимировна
Воспитатель, высшее Не имеет
1 категория 3,5
2. Паспортные данные мини-музея.
Наименование мини-музея : Мини-музей «Моя будущая профессия»
Профиль мини-музея : познавательный.
Цели и задачи:
Цель:
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
Для педагога: Подобрать и подготовить развивающую среду для сюжетно-ролевых игр детей.
Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Для детей: Расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда;
Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
Для родителей: Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
Воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Развивать чувство гордости за своих родителей, чувство собственного достоинства.
Месторасположения, условия:
Мини - музей находиться возле образовательного уголка, возле окна, стол, в доступном для детей месте.
Адресность
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Руководитель
Непосредственное руководство практической деятельностью мини – музея осуществляет руководитель музея, воспитатель группы Казакова М. В.
Финансовая база мини - музея : благотворительная и безвозмездная помощь педагогами, родителями воспитанников группы.
Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей будет пополнятся экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития социально-коммуникативных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Например, коллекции игрушек (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок из различных материалов, картины в рамках стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.
Также представлены: детская литература, подборки картинок; подборка настольно - печатных игр; подборка дидактических игр. Консультация для родителей.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Моя будущая профессия»
Подготовительный этап
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1. Проведение консультации с родителями: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»;
2. Проведение бесед о создании музея в группе с родителями;
3. Информационный блок (наглядная информация). Оформление информации о проведение проекта: на стендах в группе;
4. Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми
5. Определение темы; название мини-музея; разрабатывание его модели; выбор места для размещения.
Практический этап
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1. Создание мини-музея в группе;
2. Сбор экспонатов для музея;
3. Разработка экскурсий;
4. Пополнение музея экспонатами.
Заключительный этап
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1. Открытие мини-музея в группе;
2. Экскурсии в мини-музеи по группам
3. Приглашение гостей, родителей;
4. Разработка различных видов экскурсий для музея;
5. Проведение образовательной деятельности в мини-музее;
6. Оформление мини-музея : альбома; презентации; паспорта; картотеки экспонатов.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ Наименование экспоната - Дата поступления - Ф. И. О. представившего экспонат
1. Кукла «Гимнастка» - 13.10.2018 – Байбикова Ирина Руслановна.
2. Кукла «Врач» - 15.10.2018 – Кравчук Аделина Витальевна.
3. Кукла «Оперная певица» - 15.10.2018 – Кравчук Аделина Витальевна.
4. Кукла «Медсестра» - 12.10.2018 – Жирнова Карина Александровна
5. Кукла «Футболист» - 12.10.2018 – Лемаев Сергей Вячеславович.
6. Кукла «Инспектор ДПС» - 15.10.2018 – Ишкиняев Данис Марсельевич
7. Кукла «Борпроводник» - 16.10.2018 – Ротанов Илья Викторович
8. Кукла «Военный» - 10.10.2018 – Богданов Айрат.
9. Дидактическая игра «Лото «Профессии» - 15.10.2018 – Толоконникова Маргарита.
10. Поделка «Профессия Химик» - 15.10.2018 – Мрясов Андрей.
11. Поделка «Профессия космонавт» - 15.10.2018 – Чевтайкин Александр.
12. Поделка «Профессия Учитель» - 12.10.2018 – Кузнецова Дарья.
13. Поделка «Инженер-конструктор» - 12.10.2018 – Овчинников Сергей.
14. Картина в технике пластилинография «Инспектор ДПС» - 15.10.2018 –Карников Никита.
15. Поделка «Футболист» - 16.10.2018 – Крайнов Сергей.
16. Рисунок «Военный» - 12.10.2018 – Богданов Айрат.
17. Коллаж на тему «Профессия Журналист» - 13.10.2018 – Гуляева Нурсия.
18. Коллаж на тему «Профессия парикмахер» - 10.10.2018 – Абушаева Диляра.
19. Коллаж на тему «Профессия военный» - 16.10.2018 – Чудаев Егор.
20. Коллаж на тему «Профессия футболист» - 16.10.2018 – Крайнов Сергей.
Разделы мини-музея, особенности использования.
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
«Сами своими руками»
Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Галерея»
Оформлена в виде небольших рамок, где расположены детские рисунки, аппликации. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Коммуникация».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о профессиях, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
6. Тематический план деятельности в мини-музее
Итоговое интегрированное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Кем быть?»
Цель:
- систематизировать представления детей об особенностях профессиональной деятельности врача, стилиста, повара, визажиста, бухгалтера, строителя, воспитателя, учителя;
- содействовать осознанию привлекательных сторон профессий;
- сформировать установку на осознанный выбор профессии;
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- активировать психические процессы: внимание, мышление, воображение, восприятие, память;
- развивать чувство единства, сплоченности, сопереживания.
Материалы и оборудование:
- мяч, игровые наборы «Доктор», «Парикмахерская», «Портниха», поднос, карточки с номерами экстренных служб, резиновые игрушки по количеству детей, 2 лавки, мягкие модули, скакалка, карточки для игры «Четвертый лишний», портреты детских писателей, слоги для игры «Составь слово», таблица «Город будущего», медали для награждения.
Ход мероприятия:
Педагог: У меня растут года –
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда, Чем заниматься?
Этим словам В. В. Маяковского много-много лет. Но они остаются актуальными и по сей день. Проблемы профориентации волнуют не только старших школьников, но и наших дошколят.
В нашей группе доброй традицией стало проведение цикла занятий по
знакомству с профессиями. И сегодня мы тихонечко подслушаем разговор
детей под названием «Кем быть?».
(Дети в костюмах входят под музыку в зал.)
Дети. Дорогие наши мамы,
Подрастём - и будем сами
Мы работать и служить.
Как тогда мы будем жить?
А пока мы выбираем
И в профессии играем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее.
Чтоб не просто так мечтать,
Кем ты, Настя, хочешь стать?
1-й ребенок - ПОВАР.
Стану поваром хорошим,
Вкусно накормлю семью:
Суп, оладушки, картошка.
Я сама поесть люблю.
2-й ребенок - УЧИТЕЛЬ.
В школе я работать буду,
Всем ребятам ставить «5».
И, конечно, не забуду
Маме дома помогать.
3-й ребенок - СТИЛИСТ.
Вот стилистом я б была,
Нитки, ножницы, игла –
Вот мой главный инструмент,
Всё сошью в один момент!
4-й ребенок - ВРАЧ.
Буду я лечить больных,
Поправлять здоровье их.
Я скажу им: - Вы, во-первых,
Берегите ваши нервы.
Во-вторых, вы постарайтесь,
Физкультурой занимайтесь.
Хоть врачи помочь готовы,
Лучше будьте все здоровы!
5-й ребенок - ВИЗАЖИСТ.
В визажисты я пойду,
Глазки, брови подведу.
Приходите, мамы наши,
Я вам волосы покрашу.
Тонкой маленькой расческой
Быстро сделаю причёску.
Будет модно, суперкласс!
Не узнают папы вас.
6-й ребенок - БУХГАЛТЕР.
И в РОНО бухгалтер есть,
У него бумаг не счесть.
Он деньгам ведёт учёт,
Где расход, а где приход.
Математику я знаю,
Цифры быстро сосчитаю,
Здесь расход, а здесь приход -
Ничего не пропадёт.
7-й ребенок - СТРОИТЕЛЬ.
А сегодня мы вдвоём
Будем строить новый дом.
Пусть у нас не кирпичи,
Закалённые в печи,
А много кубиков цветных -
Дом построим мы из них.
Будем как родители -
Мы с тобой строители!
8-й ребенок - ВОСПИТАТЕЛЬ.
А я приду к нам в детский сад,
Начну воспитывать ребят,
Ведь это так приятно -
Играй себе, играй,
С ребятами занятно!
Работа - просто рай!
Педагог: Здравствуйте, ребята! Вот я и подслушала ваш разговор о профессиях. А что же такое профессия?
Дети. Профессия - это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Педагог: Давайте вместе вспомним, какие бывают профессии.
Дети отвечают.
Педагог: Молодцы! Да, профессий действительно очень много! И с некоторыми из них вы уже знакомы. Вот сегодня мы и определим, кто же из вас лучший знаток профессий!
Игра «Угадай, какая профессия у человека».
Цель: развитие слухового внимания, мышления, навыка подбора слов. Педагог: Сейчас я буду бросать вам мяч и называть предметы. А вы будете
отгадывать, люди какой профессии пользуются ими.
Слова: каска, ткань, плита, руль, мяч, кирпичи, таблетки, фен, читальный зал, кастрюля, цемент, кастрюля, цемент, книги, мел, компьютер.
Дети играют.
Игра «Что изменилось?»
Цель: Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.
Педагог: Ребята, посмотрите внимательно на эти предметы. Как они
называются? Кто ими пользуется? Дети отвечают.
Педагог:. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу один предмет. Вы попробуйте
отгадать, что изменилось.
Предметы: для работы врача, стилиста, визажиста.
Дети отвечают.
Педагог: Ребята, а вы помните кто разводит животных, выращивает их, ухаживает за ними.
Дети отвечают (фермер)
Педагог: Вот сейчас мы с вами превратимся в фермеров.
Игра «Фермеры».
Цель: развитие координационных способностей детей: силы, выносливости;
уверенности в себе; воспитание чувства коллективизма.
Педагог: Ребята, разводит животных, выращивает их, но и ухаживает за ними. Вот и вам сейчас нужно помочь домашним животным, заблудившимся в лесу, среди диких животных, преодолев полосу препятствий.
Проводится эстафетная игра по командам: 1 команда преодолев полосу препятствий собирает стадо коров, другая – овец.
Педагог: Ребята, работа фермера очень трудная, но очень нужная. Давайте немного отдохнём и поиграем ещё в одну игру.
Игра «Четвёртый лишний».
Цель: развитие внимания, речи, логического мышления.
Педагог: Я буду вам показывать карточку с 4 предметами, а вы должны
назвать, какой среди них лишний и почему. Дети играют.
Педагог: Каждая профессия требует много знаний. Ребята, а где можно
получить знания?
Дети. В школе, в детском саду.
Педагог: А откуда мы получаем знания? Дети. Из книг.
Игра «Знатоки».
Цель: закрепить представления детей о детских писателях и их творчестве. Педагог: Вот сейчас мы и поиграем в игру «Знатоки». Вы должны назвать
автора и сказать, какие произведения он написал.
( Портреты писателей: К. Чуковский, А. Барто, Ш. Перро, Н. Носов, Г. Андерсен, братья Гримм, В. Маяковский, Р. Кипплинг.)
Дети называют авторов и их произведения.
Педагог: Ребята, а вы любите отгадывать загадки. Дети. Да.
Педагог: Тогда отгадайте загадки про профессии.
Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)
Сошьёт он платье, брюки,
Обрадует обновой.
Скажут: «Золотые руки
У этого.» (Портного)
Складывает цифры,
Цифры вычитает.
Доходы и расходы
В отчёте представляет.
Здесь доход, а здесь расход,
Ничего не пропадёт! (Бухгалтер)
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Строители)
Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки,
Научит детей и читать, и писать,
Складывать цифры и вычитать. (Учитель)
Педагог: Ребята, а кто из вас хочет быть учителем? А что делает учитель? Дети. Учит детей читать, писать.
Педагог: Я знаю, что многие из вас уже умеют читать, складывать слова. Вот я сейчас посмотрю, как вы справитесь с моим заданием.
Игра «Составь слово».
Цель: подготовка к чтению, складывание слогов в слово.
Педагог: Вам нужно составить название профессий из слогов :
ПО-ВАР-СТРО-И-ТЕЛЬ-У-ЧИ-ТЕЛЬ-ПА-РИК-МА-ХЕР-ВОС-ПИ-ТА-ТЕЛЬ-
ПО-ЖАР-НЫЙ-ШО-ФЁР-ПОРТ-НОЙ-БУХ-ГАЛ-ТЕР.
Дети играют.
Педагог: Что-то вы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнёмся и
поиграем в игру «Пантомима».
Игра «Пантомима».
Цель: развитие пластичности, координации движений, способности быстро
реагировать на сигнал.
Педагог: Сейчас мы выберем ведущего, который будет отгадывать по нашим движениям выбранную профессию.
Дети играют.
Педагог: Да, молодцы у нас ребята! Со всеми заданиями справились!
А теперь давайте закроем глаза и представим, что прошло много-много лет, мы выросли и оказались в городе будущего. Посмотрите, как преобразился наш город, какие необычные здания появились в нём. Как бы мне хотелось поработать в таком детском саду. А где бы хотели работать вы?
Педагог при помощи микрофона берет «интервью» у каждого ребенка: Кем вы работаете? Чем занимаетесь?
7. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
– Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о профессиях, презентации.
– Проведение экскурсий для других групп детского сада.
- На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Список литературы:
1. Алимова Г. К. Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2012. - №
2. Богомолова М. И. Педагогические истоки трудового воспитания детей // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 8. – С. 6-13
3. Буре Р. С. Дошкольник и труд : теория и методика трудового воспитания : учеб. -метод. пособие. – СПб. : Детство – Пресс, 2004. – 144 с.
4. Епифанова, О. В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям в подготовительной группе/ О. В. Епифанова. - М:.Учитель, 2008.-217с
5. Жиналиева С. Б. Что такое трудовое воспитание в детском саду? // Наука и образование сегодня. – 2017. – № 1 (12). – С. 78-79. ; Доступен в НЭБ Elibrary .
6. Кайгородова Е. В. Организация трудовой деятельности дошкольников с использованием инновационных форм и методов работы // Сиб. учитель. – 2012. – № 4. – С. 83–88 ; То же [Электронный ресурс]. – URL :https://sibuch.ru/sites/default/files/Kaigorodova.PDF (19.12.2016).
7. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощекова. - Рн/ д:. Феникс, 2007.-251с
8. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : У чебно-методическое пособие/ В. П. Кондрашов. - Балашов:.- Николаев, 2004.
9. Ковтун, Н. А. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий через активацию познавательного интереса к труду металлургов/ Н. А. Ковтун. - Гомель, 2012,-50с
10. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет/ Л. В. Куцакова. - М:.-Мозаика-синтез, 2007.-144
11. Образцова, Т. Н. Ролевые игры для детей/Т. Н. Образцова. -М:.-Лада, 2005.-192с
12. Потапова,Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях/ Т. В. Потапова. -М:.- Сфера, 2004.- 64с
13. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Просвещение, "Зеленый дом" ISBN : 5-09-014859-7, 2006.
14. Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. - М:.-Гном, 2007,-96с
15. Шаламава, Е. Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольньного возраста с профессиями/ Е. Шаламова. - М:. Детство-Пресс, 2012,-208с