Бочукова Светлана Анатольевна
Паспорт авторского методического пособия-лэпбука «Золото нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт авторского методического пособия - лэпбук по теме раннее профориентация:
«Золото нашего города».
Разработала: Бочукова Светлана Анатольевна
воспитатель МДОУ «Детский сад №106»
г. Комсомольска-на-Амуре
Публикация «Паспорт авторского методического пособия-лэпбука „Золото нашего города“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Краеведческие игры
- Лэпбук «Моя малая Родина, мой край, мой город»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Данное методическое пособие-лэпбук «Золото нашего города» изготовлено из папки формата А-3. Украшено картинками по теме и выполнено в одном стиле. Для создания лэпбука использованы различные формы и виды заданий доступные для детей старшего дошкольного возраста. Его изготовлению предшествовали тематические занятия, игры, бесседыи обсуждения сложных вопросов. Мой лэпбук «Золото нашего города» учебно-игровой.
Цель лэпбука: Расширить представления детей о профессиях, связанных со спецификой родного города, результатах труда этих профессий и его общественной значимости.
Задачи лэпбука:
1. Расширять представления детей о нашем городе, познакомив их с крупнейшими заводами нашего города
2. Познакомить детей с инженерными профессиями нашего города
3. Развивать интерес к профессиям, связанным со спецификой родного города, в частности к профессиям родителей и месту их работы
4. Прививать чувство благодарности и воспитывать уважение к людям труда, формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Лэпбук:
– информативен;
– полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
– обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с промышленностью нашего города, с профессиональной деятельностью родителей, учит классифицировать профессии;
– является средством развития познавательной и интеллектуальной сферы ребенка, приобщает его к миру профессий;
– вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
– его структура и содержание доступно детям старшего дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:
-интересное знакомство и быстрое запоминание материала по теме;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;
-проявление интереса со стороны родителей.
Лэпбук помогает решать следущие проблемы:
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучению темы и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения и закрепления пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривает сделанные вместе со взрослым игры, может обсудитьс товарищами картинки.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук хорошо подойдет как для занятий в группах, так и для индивидуального просмотра каждый ребенок может выбрать задания под силу.
5. Педагог может дополнять, усложнять и заменять задания, что бы ребята могли открывать для себя новые знания по данной теме.
6. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей (воспитатель-ребенок, родитель-ребенок). А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
– включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
– добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
– свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
– открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе, самостоятельная деятельность детей. И вот что у меня получилось:
Для изготовления лэпбука я использовала папку для черчения формата А-3,которую обклеила белой бумагой и красочными картинками.
На первой странице название лэпбука «Золото нашего города» - это название является проблемным вопросом лэпбука, на него дети должны ответить по окончанию работы над лэпбуком. Что «Золото нашего города – это люди», которые живут и работаю в нашем городе.
Вторая страница начинается с информационного блока о Комсомольске-на-Амуре. Она помогает расширить представления о родном крае и городе, углубить и уточнить представления о Родине – России.
А следующее задание было совместной работой родителей и детей. Дано было задание узнать у мам и пап какие 4 крупнейших предприятия находятся в нашем городе, и кто работает на этих заводах. Я подобрала иллюстрации эмблем каждого завода и фото людей которые работают на нем. Мы с детьми разбирали, что зашифровано на эмблемах и что изготавливают заводы нашего города. Это задание вызвало у детей огромный интерес и помогло расширить зная о промышленности нашего города, воспитать чувство гордости за наш город и людей которые в нем живут.
Сундук открывается и на каждом развороте представлен завод нашего города и фото профессионалов, которые работают на нем.
Следующая страница начинается с исследовательского задания «Типы профессий». Где ребята изучали профессии на предмет взаимодействия человека с предметом труда. Подбирали профессии, которые относятся к разным типам, обсуждали - к какому типу относится профессия родителей. Это задание помогло расширить представления о людях разных профессий.
Ниже находится мини-книжечки, сделанная из скорошивателя и файлов. В файлы я вложила информацию про отрасли промышленности и подобрала фото заводов нашего города. Ребята должны были определить к какой отрасли относятся заводы нашего города. Мы закрепляли знания о заводах и о продукции выпускаемой в нашем городе. Преимущество этого блока лэпбука в том что вы по своему усмотрению можете менять, дополнять и подбирать информацию для детей.
Третья страница лэпбука находится игра-бродилка «Путь к успеху», которую мы с ребятами сделали вместе. Перед детьми была поставлена проблема «Как добиться успеха и стать профессионалом своего дела?».
Мы выясняли, что действительно играет важную роль на пути к успеху. Ребятам были предложены высказывания, они должны были обсудить и решить что важно, а что хорошо но не обязательно. Я старалась «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции. Это позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей.
А затем мы с ребятами рассмотрели приготовленные мной иллюстрации и составили коллаж определив «Старт» и «Финиш» игры-бродилки. Эта игра в увлекательной форме формирует у детей элементарные знания о специфике учебных заведениях (школа, колледж, вуз). Прививает интерес к учебной деятельности и желание учиться и помогает понять, что нужно делать, что бы добиться результатов. Позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, стимулирует общение детей. И завершает наш лэпбук конверт в который я вложила различные задания для детей: игры «Собери картинку», «Угадайка», «Продолжи пословицу», ребусы, кроссворды, раскраски, танграм, игра «Найди отличия», обведи контур и т. д.
Содержание можно варьировать в зависимости от возможностей детей и целей и задач воспитателя. Добавляя новое можно всегда поддерживать интерес ребят и они будут рады встречи с нашим лэпбуком. Лэпбук стал настоящим курсом по профориентации нашего города.