Ирина Ивановна Филиппова
Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе.
В основе новой концепции взаимодействия ДОУ и семьи лежит идея ответственности родителей за воспитание детей. Все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Публикация «Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе» размещена в разделах
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении, в-третьих, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно повышает результативность, сокращает сроки коррекционной работы.
Таким образом, необходима просветительская работа с родителями, которая может варьироваться в зависимости от конкретных проблем.
В нашем ДОУ работа учителей-логопедов с родителями проводится в разных формах.
Очень важным методом является анкетирование. Анкетирование проводим в начале учебного года (сентябрь) и в конце первого полугодия. Полученные анкетные данные говорят об отношении ребенка и родителей к речевому дефекту, об уровне взаимодействия членов семьи, готовы ли родители к коррекционно-логопедической работе, ведется ли работа по преодолению речевых недостатков. В январе анкетирование проводим, чтобы узнать мнение родителей по поводу работы логопеда и воспитателей в группе и, чтобы учесть пожелания родителей для совершенствования коррекционно-педагогической работы.
Групповые собрания – постоянная форма работы с родителями. Они проводятся три раза в год (сентябрь, январь, май). На первом организационном собрании закладывается основа взаимоотношений с родителями. Мы обозначаем цели и задачи совместной работы, рассказываем о системе логопедических занятий. Внимание акцентируем на важности участия родителей в логопедической работе. Приглашаем родителей выпускников. Они в доступной и убедительной форме рассказывают о значимости их помощи, о результативности совместной работы. Используем образцы письменных работ учащихся, чтобы показать родителям насколько негативно влияние недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой. Таким образом, создается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.
На каждом собрании подводим итоги работы, обязательно отмечаем успехи не только детей, но и родителей, которые занимаются с ними.
Следуя правилу: «Услышанное запоминается на 15%, а проделанное на 70%», включаем в собрание фрагменты занятий с детьми или родительские тренинги. На собрании ставим конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие этапу обучения.
Мы разработали тематические консультации для родителей. Каждая консультация посвящена какой-нибудь проблеме или особенности речевого развития детей. Они содержат методические рекомендации, практический материал.
Одна из эффективных форм работы- открытые занятия для родителей, особенно совместные занятия. Родители являются их равноправными участниками. На совместных занятиях они могут помогать своим детям, вместе с детьми обучаются приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, овладевают навыками звукового анализа. Самое главное – между детьми и родителями создается эмоциональный контакт.
Непрерывная связь с родителями осуществляется и с помощью индивидуальных форм работы. В течение учебного года проводим индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и т. п.). Приглашаем родителей на индивидуальные занятия. У каждого ребенка есть индивидуальная тетрадь, в которой дается домашнее задание на закрепление речевого материала. В каждой тетради есть памятка для родителей, комплекс артикуляционной зарядки. Тетради красочно оформляются родителями и детьми. При правильной организации совместных занятий у детей формируется устойчивая положительная мотивация учебной деятельности.
Немаловажную роль играет наглядная агитация:
специальные «логопедические уголки»;
информационные стенды;
выставки методической литературы для родителей;
выставки дидактических игр;
ширмы, папки-передвижки;
печатная продукция, которую помогают делать родители:
• информационные листы (информируют родителей об этапах и результатах коррекционной работы);
• открытки (позволяют в позитивной форме фиксировать достижения ребенка, стимулируют участников коррекционной работы).
Особое место занимает совместное творчество родителей и детей:
рисунки по лексическим темам;
организация выставок: «Наши пальчики – язычку помощники»;
книжки-малышки (словесное творчество детей). Мы практикуем «домашнее задание» : записать рассказ ребенка на определенную тему. Из таких рассказов составляем альбом или книжки-малышки, которые впоследствии используются в работе с детьми;
подготовка и участие в детских утренниках;
пособия, сделанные в семье, используются на занятиях.
Практикуем создание речевых традиций в семье :
• «Копилка новых слов»- это игра, целью которой является расширение, закрепление и конкретизация словаря.
• Появление правильного звука в речи ребенка - это большое и радостное событие в жизни дошкольника и его семьи. Оно не может быть незамеченным. Этому событию посвящается праздник «День рождения звука». Ребенок, виновник торжества, готовит дома концертный номер, например, стихотворение, в котором часто встречается введенный в речь звук. Дети группы и воспитатели тоже готовят свои «речевые подарки» : дарят картинки, в названиях которых встречается нужный звук.
• «Домашняя игротека» помогает родителям разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия.
На будущее планируем ввести новую традицию – разбить «клумбу выпускников». В мае родители с детьми будут садить цветы.
Проводить в мае День открытых дверей для родителей и будущих воспитанников логопедических групп. Родители и дети смогут познакомиться с учителями-логопедами, воспитателями, посмотреть открытое занятие с детьми-выпускниками.
Планируем выпускать газету «Логоцветик».
Данная практика сотрудничества ДОУ и родителей показала себя достаточно эффективной. Повысился уровень активности и компетентности родителей. Дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с логопедом и родителями.
Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы преодолеваем сложный процесс коррекции речи у детей с ОНР.