Ольга Студеникина
Партнёрство детского сада и семьи по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
▼ Скачать + Заказать документы
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива, семьи. Родители имеют недостаточно знаний и о предках, и о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети, соответственно, не владеют достаточной информацией обо всем этом.
Публикация «Партнёрство детского сада и семьи по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» размещена в разделах
Семья – это первая среда, формирующая личность ребенка. В процессе общения с родителями, первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения.
Одна из задач ФГОС: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также формирования духовно-нравственных ценностей.
Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т. к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьей.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. В Законе «Об образовании в РФ» (ст. 44) – сказано о том, что именно родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Образовательные организации должны оказывать помощь родителям, взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Педагогами нашего детского сада разработана вариативная программа по приобщению детей 4-7 лет к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства «Добрые дети в добрых руках».
Цель программы: Организация работы по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
А так как, формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, к природе родного края, к культурному наследию своего народа не возможно без участия родителей, то основными задачами программы являются: обогащение и систематизация знаний родителей об истории города и его культурных ценностях. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Привлечение семей воспитанников к участию в учебно-воспитательном процессе.
Программа «Добрые дети в добрых руках» предполагает различные формы работы с родителями и развития партнёрских отношений детского сада и семей по духовно-нравственному воспитанию детей.
1. Участие родителей в проектах дошкольного учреждения. Проектная деятельность способствует расширению кругозора, развитию познавательной поисково-исследовательской деятельности у родителей воспитанников. Были реализованы такие проекты: «Наши деды – славные победы» (изготовление альбомов о своих родственниках – участниках ВОВ). «Папы наши защитники» (знакомство с родами войск, в которых служили папы воспитанников, воспитание желания защищать Родину, «Огород круглый год» (участие в оформлении огорода на окне, выращивание цветочной рассады для украшения цветника детского сада). «Сказки наши друзья» (сочинение сказок родителями с детьми и изготовление книжек-малышек). «Улицы нашего посёлка» (изучение истории улиц и их названий, «История моей семьи» (составление генеологического древа семьи, «Времена года» (изготовление фотоальбомов о красоте природы в разные времена года).
2. Привлечение родителей к участию в мероприятиях дошкольного учреждения и календарно- обрядовых праздниках: День православной книги в детском саду. Концерт для мам, посвящённый Дню матери. Праздник Рождества Христова. Утренники ко дню защитника отечества. Праздник Пасха в детском саду. День победы - «Этот подвиг не забудем никогда». (родители изготавливают костюмы, принимают участие в праздниках).
3. Участие в акциях: Благотворительная акция милосердия «Белый цветок» (изготовление белых цветов, участие в аукционе по сбору средств в помощь детям, страдающим от онкологических заболеваний). «Покорми птиц зимой» (конструирование кормушек, для подкормки птиц). «Весенняя неделя добра» (сбор макулатуры, сбор вещей для детей из неблагополучных семей). Акция «Мой двор – моя забота» (помощь родителей в благоустройстве и оформлении участков на территории детского сада).
4. Большая роль в патриотическом воспитании детей, освоении и наследовании традиционной культуры принадлежит музейной педагогике. Детей знакомят с предметами старины, особенностями русского быта, рукоделием в процессе кружковой работы в музее детского сада «Незабудка». Музей был создан в 1994 году. Все экспонаты собраны и подарены сотрудниками, родителями воспитанников, жителями п. г. т. Анна, Аннинского, Подгоренского, Острогожского районов. Родители помогают пополнять экспонаты нашего музея. Образцы народной вышивки и ткачества, предметы прикладного искусства, иконы, простые бытовые изделия из глины, железа, дерева, тряпичные и обрядовые куклы создают столь редкую для современного ребёнка эстетическую среду. С детьми и родителями проводятся экскурсии, занятия в игровой форме «погружения» в русскую культуру. Народная культура помогает найти дорогу к сердцу, душе ребёнка, лежит в основе её личности. А родителей знакомят с особенностями русского быта и воспитания детей.
5. Фотовыставки, способствуют активизации творческого потенциала родителей и формированию сотрудничества родителей с детьми. Педагоги детского сада регулярно организовывают фотовыставки: «Семья начинается с детей», «Наш город родной и любимый», «Как прекрасен этот мир», «Мои домашние питомцы», «Человек славиться трудом».
Педагоги дошкольного учреждения постоянно сотрудничают с родителями воспитанников, проводят родительские собрания, консультации, беседы, дают необходимые рекомендации по воспитанию у детей духовно-нравсвенных основ личности, семейных ценностей.
Результаты практики: Родители воспитанников охотно участвуют в образовательно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Благодаря сотрудничеству с родителями собраны экспонаты для музея «Незабудка», который получил официальный статус «Школьный музей».
В 2018 г. Программа по приобщению детей 4-7 лет к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства «Добрые дети в добрых руках» была представлена на региональном этапе VIII межрегионального конкурса «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи «Вифлиемская звезда». Педагогический коллектив МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ был награждён дипломом призёра, занявшего II место.
Воспитатели разработали авторскую «Систему работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», и представили свой опыт на региональном фестивале педагогического творчества.
Сотрудники ДОУ провели муниципальный семинар на тему: «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства», на котором представили накопленный опыт работы с детьми и родителями для педагогов других дошкольных учреждений района и провели мастер-классы.
Небольшая экскурсия по нашему музею: