Наталья Крахмалева
Формирование навыков безопасного поведения на дороге через использование макетов безопасного маршрута
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование основ безопасного поведения детей на дороге; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи
Образовательные:
- Создать условия для сознательного изучения детьми ПДД.
- Обучать детей необходимому минимуму ПДД.
- Сформировать первоначальное представление о движении пешеходов и транспорта на дорогах и улицах.
- Обучать детей использовать полученные знания.
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения на дороге через использование макетов безопасного маршрута» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- ПДД. Макеты улиц, дорог и перекрестков
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Закреплять умения сравнивать (находить сходства и различия).
-Обогащать и расширять словарный запас детского кругозора.
-Формировать навык составления короткого рассказа.
Развивающие:
- Развивать у детей память, мышление, воображение.
- Закреплять знания детей о формах, размерах и цветах.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей привычку правильного поведения на дороге.
-Формировать положительные эмоции, навыки самоконтроля, самостоятельности, инициативности.
Методическая ценность. Учебно- игровые пособия представляют с одной стороны наглядное игровое пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. Это учебный эффективный материал, помогающий в формировании основ безопасного поведения детей на дороге.
Актуальность данной темы очевидна, поскольку маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров, у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому, чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников и социума. Социум выступает в роле взаимодействия с ДОУ, а родители являются главными помощниками. Совместно с родителями были разработаны маршруты движения от дома к детскому саду, к школе, к дому творчества. Были выявлены проблемы пересечения опасных участков на близ лежайшей территории поселка к ДОУ, перекрестке улиц Октябрьская и Пионерская. Чтобы решить эту проблему была поставлена цель – изготовление макетов для формирования и развития у детей умений и навыков безопасного поведения на дороге по маршрутам «Дом – детский сад», «Детский сад - школа», «Детский сад- дом Творчества»
Макеты были изготовлены по технологии моделирования. Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Следует отметить, что макеты это элементы, организующие предметную среду для игры с мелкими игрушками. Они выступают в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступают как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.
Макеты предназначены для изучения правил дорожного движения для детей второй младшей группы. В будущем предполагается усложнение данного пособия с учетом возрастных особенностей детей: добавление знаков дорожного движения, стоянки, зданий и другое.
Чем раньше мы начнём изучать ПДД, тем быстрее у ребят сформируется привычка грамотного поведения на дорогах.
Для создания данных макетов был использован бросовый материал : листы пенопласта и коробочек разных размеров. А так же из разноцветной самоклеющейся и цветной бумаги, с помощью ножниц, клея, скотча, карандаша и линейки.
В макетах представлены наборы автомобилей, фигурки людей и животных для обыгрывания различных сюжетов. Дорожные знаки и машинки покупные.
Макеты не оставляют равнодушными детей как на непосредственно образовательной деятельности так и во время самостоятельной деятельности. Игры с использованием макетов способствуют развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора, активизации словарного запаса детей. Воспитанники придумывают свои сюжеты в игре, что свидетельствует о развитии воображения, памяти и творческого подхода.
Применение этих макетов очень многообразно. Макеты используются в непосредственно образовательной деятельности во всех образовательных областях, с целью формирования культуры безопасности. Например: в области «Познавательного развития» используются игровые ситуации такие, как «Перекресток», «Мы по улице идем» и др.
В области социально-коммуникативного развития:
-Закрепление и расширение знаний правил дорожного движения, посредством дидактических, сюжетно-ролевых игр.
В области Речевого развития: При чтение различных рассказов,
стихотворений про взаимовыручку и взаимоуважение на дороге :
Составления коротких рассказов, отгадывания загадок, сочинения сказок на данную тематику развиваем монологическую и диалогическую речь, обогащаем словарный запас воспитанников, обучаем детей видеть главное, систематизировать полученные знания и применять их на макете.
Физическое развитие:
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве, быстроту реакции в подвижных играх по ПДД.
-Подвижные игры предварительно обыгрываются на макете.
Подвижная игра «Передай жезл» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.
Художественно- эстетическое развитие:
При изготовлении макетов использовались различные продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование). Что тоже способствовала формированию навыков безопасного поведения детей.
В самостоятельной деятельности детей, где дети проявляют свою инициативу и воплощают это в игре:
В сюжетно-ролевых играх, где учим детей устанавливать связь между атрибутами и названиями роли, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью. Любимыми играми детей являются: «Пешеходы и водители». Цель: обобщить и расширить знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах перехода улиц и дорог, сигналах светофора. «Шоферы». Цель: закрепить знания детей об особенностях движении транспорта и пешеходов на перекрестке; познакомить со знаком «Перекрёсток».
В играх драматизациях и театрализованных играх, где дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.
В подвижных играх у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Первоначально с правилами подвижной игры знакомим детей на макетах, обыгрываем ситуации с их помощью, а затем воплощаем в игре. Подвижные игры по ПДД помогают проводить время весело и с пользой. Наиболее любимыми играми являются подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, слуховое и зрительное внимание.
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» Цель: совершенствование умений свободно ориентироваться в пространстве, действовать в коллективе, быть внимательным.
В дидактических играх, таких как «Увлекательная прогулка с изучением правил дорожного движения», Лото «Азбука дорожных знаков», Домино «Дорога», настольно развивающая игра «Внимание дорога» и др. Целью, которых являются обучение, закрепление, формирование, углубление знаний по ПДД, так же используются макеты.
Макеты используем и в интеллектуально-познавательных играх, в которых дети проявляют себя, свою инициативу, показывают чему они научились. Одними из таких игр являются «Безопасная прогулка», «Самый умный на дороге», «Светофория». Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
При проведении диагностики по использованию макетов безопасного маршрута для формирования навыков безопасного поведения на дороге, было выявлено, что у детей повысился уровень знаний по ПДД, сформировано чувство безопасности за себя и своих товарищей, улучшилась ориентировка на местности.
Таким образом, игровые технологии с применением макетов являются одной из уникальных форм обучения. У детей через игру формируются основы безопасного поведения на дороге, систематизируются знания о правилах дорожного движения, они учатся их применять в разнообразных жизненных ситуациях.
Технологии с использованием макетов по безопасным маршрутам могут применяться в дошкольных группах ДОУ.