Алла Абраменко
Дополнительная образовательная программа «Божья коровка» по формированию основ безопасного поведения детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице. Взрослые люди, имеющие профессиональную подготовку и жизненный опыт, вынуждены в современных условиях постоянно пополнять свои знания и навыки в области безопасности жизнедеятельности. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. Даже самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Божья коровка“ по формированию основ безопасного поведения детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Актуальность и востребованность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.
В этих целях в детском саду широко используются:
• Информация на стендах для родителей, в папках-передвижках;
• Родительские собрания, беседы с участие психолога;
• Семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходные переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
• Совместные праздники и развлечения.
Программа по ОБЖ для дошколят нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Задачи в работе с детьми:
• формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
• формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
• расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
• закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
• развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
• способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в работе с родителями:
• знакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
• повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
• воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей их эмоциональное благополучие;
Работа по формированию основ здорового образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях ставится во главу угла. Сроки реализации данной программы три года. Данная деятельность состоит из трех этапов:
I-этап - основная задача данного этапа - формирование представлений о составляющих здоровья, о том, что полезно, а что вредно для него. На занятиях, в беседах формируются у детей представления о строении человеческого организма, условиях для нормального его функционирования. В играх закрепляются знания, полученные в организованных видах деятельности.
2-ой этап – на данном этапе закрепляются знания детей по ОБЖ, совершенствуются практические умения действовать в определенных ситуациях. Для этого проводятся праздники: “Чистюля”, “Путешествие в страну здоровья” с элементами основ безопасности жизнедеятельности и другие. Данные мероприятия проводятся как внутри возрастной группы, так и между группами.
3-ий этап – этап совместных дел. Данный этап предполагает участие детей, а также их родителей. Основной задачей является вовлечение всех участников в мероприятие, закрепление социальных позиций детей и взрослых. Один раз в год проводится Неделя безопасности (сентябрь). После летних каникул возрастает вероятность возникновения опасных для жизни ситуаций. Поэтому для профилактики несчастных случаев можно проводить конкурсы рисунков “Добрая дорога детства”, развлечение с элементами ОБЖ.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей.
Ожидаемые результаты
В работе с детьми
• будут сформированы знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
• будет сформировано у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
• расширяться, и систематизируются знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
• будут закреплены у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
• будут развиты основы экологической культуры ребенка, сформированы у него понятия о ценности природы;
в работе с родителями:
• будут ознакомлены с работой ДОУ по формированию у детей среднего, старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
• повыситься уровень знаний родителей по формированию у детей среднего, старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
• повыситься ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
Формы подведения итогов реализация дополнительной образовательной программы по ОБЖ :
• Обследование уровня знаний детей – 2 раза в год (сентябрь, май, по мере необходимости третий раз в середине года.
• Выступления на собраниях родителей
• Выставки рисунков по темам программы
• Викторины, КВН,
• Соревнования
• Экскурсии, походы
• Утренники и развлечения по темам программы.
Тематический план. Старшая группа.
Раздел №
п/п Тема Количество
часов
Диагностика 1. Первичное обследование 2
2. Промежуточное обследование (по мере необходимости) 2
3. Итоговое обследование 2
ИТОГО 6 часов
Ребёнок
дома 1. В мире опасных предметов. Безопасность. Что это? 1
2. Электроприборы 1
3. Пожар. Огонь – судья беспечности людей. 1
4. Службы «01», «02», «03» 1
ИТОГО: 4 часа
Ребёнок
на
улицах
города 1. Мы знакомимся с улицей 1
2. Знай и выполняй правила уличного движения 1
3. Зачем нужны дорожные знаки 2
4. Улица города 1
5. Знакомство с транспортом 1
6. Транспорт Москвы 1
7. Мы путешествуем в метро 1
8. Целевые прогулки. Перекрёсток, переход, зебра,
Работа сотрудников ГАИ. 2
9. «Красный, жёлтый, зелёный» (развлечение) 1
ИТОГО 11 часов
Здоровье
и эмоциональное
благополучие
ребёнка 1. Чтобы нам не болеть 2
2. Таинственный незнакомец 2
3. Витаминная семья. 2
4. День Здоровья. 1
7 часов
Ребёнок
И
природа 1. Лекарственные растения 1
2. Ядовитые растения 1
3. Грибы, съедобные и несъедобные – поганки 1
4. Поездка к морю. Правила поведения на воде. 1
ИТОГО 4 часа
ВСЕГО 32
Литература:
1. Белая К. Ю. и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников»
(Методическое пособие и рабочая тетрадь) Москва, «Просвещение», 1998
2. Н. Мельникова «Один дома» план – программа обучения старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях. Журнал «Дошкольное воспитание» №10/1999г.
3. Журнал Д/В №7/94 «В гости к ядовитым растениям»
4. Журнал Д/В №7/88г. «Ядовитые насекомые»
5. Авдеева Н. Н., Князева О,Л, Стеркина Р. Б. «Безопасность», методическое пособие и 2 рабочие тетради. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005
6. Макеева А. Г., Лысенко И. А. «Долго ли до беды», Москва, Линка-пресс, 2000 год.
7. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008 г.
8. Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки», Москва, Прометей, 2002
9. Журнал «Карапуз» «Звонят! Откройте дверь?», азбука безопасности.