Лилия Мусагитова
Ментальные карты в ДОО. Панно «Произносим звуки правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Панно "Ментальная карта"
Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов особого внимания и тщательной работы. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач, поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционным занятиям.
Публикация «Ментальные карты в ДОО, Панно „Произносим звуки правильно“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Одним из эффективных методов, облегчающих, систематизирующих и направляющих процессы усвоения детьми знаний, развивающих как творческие, так и речевые способности детей, является использование ментальной карты.
В связи с этим определила цель своей работы: формирование навыков правильной и чистой речи, посредством внедрения в коррекционный процесс ментальной карты.
Чем же привлекла меня ментальная карта :
- наглядность – в ментальной карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними;
- привлекательность - хорошая ментальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемость - благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета ментальная карта легко запоминается;
- своевременность – ментальная карта помогает своевременно выявить недостаток информации;
- творчество – ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможность пересмотра - пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями.
Ментальную карту «Звук Ш» мы с подгруппой детей начали заполнять после постановки данного звука на этапе автоматизации.
В центре листа бумаги мы с детьми определили главную идею – звук Ш. От «главной идеи» провели разноцветные ветви, которые соответствуют этапу автоматизации звука. С детьми по мере прохождения этапа оформляли ментальную карту.
Ветви первого порядка показывают правильную артикуляцию при произнесении изолированного звука (желтого цвета).
В левом верхнем углу.
Картинка с изображением змеи. Она шипит «ш-ш-ш». При произнесении звука Ш губы бубликом, язык чашечкой за верхними зубами, Выдыхаемая струя теплая, звук глухой (не звенит)
Во втором порядке (оранжевого цвета) только одна ветвь, она идет к гласным звукам, т. е. показывает, что это слог (без гласных звуков слога нет).
Вначале произносим в прямых слогах ша, шо, шу, ши.
Затем в обратных слогах аш, ош, уш, иш.
Ветви третьего порядка (зеленого цвета) показывают автоматизацию звука в словах. Позиция звука в начале, в середине и в конце слова.
Ветви четвертого порядка (красного цвета) соответствуют автоматизации звука во фразовой речи (автоматизация звука в чистоговорках, в предложениях, в скороговорках).
Ветви пятого порядка (синего цвета) показывают автоматизацию звука в связной речи (пересказ с использованием цепного текста, пересказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин и в стихах).
Аналогично работали со звуком С.
При работе над звуком [ш] детям предлагались готовые самоклеящейся картинки, из которых они выбирали подходящую, вырезали и приклеивали. А при работе над звуком [с], дети сами рисовали картинки вырезали и приклеивали.
Самым сложным в составлении ментальной карты для меня было условное разделение на ветви, хотелось добавить больше ветвей. А для детей сложным было нарисовать так, чтобы было красиво и понятно другим (у детей с речевыми нарушениями слабо развита мелкая моторика).
Плюсы в использовании ментальной карты : у детей развивается логическое мышление, воображение, память, мелкая моторика рук.
Минусом в этих ментальных картах стало то, что листы большие и если делать ментальную карту, на каждые звуки, то занимают много места. На составление одной ментальной карты уходило 2-3 месяца. С подгруппой детей приходилось работать вне коррекционных занятий. Поэтому появилась идея создать многофункциональное панно на основе ментальной карты, которое станет наглядным пособием в работе по автоматизации звуков.
При использовании панно «Произносим звуки правильно» дети могут наглядно видеть все этапы работы над звуками, обхватывается большое количество детей, потому что данное панно можно использовать на коррекционных занятиях как индивидуально, так и подгруппами. Так же можно использовать как дидактическую игру «Отгадай, какой звук спрятался?» (с использованием первой ветви, при дифференциации звуков (панно сделано из оцинкованного листа и недостающие картинки, можно прикрепить магнитом).