Елена Евдокимова
Консультация для родителей «Учим детей произносить правильно звуки»
▼ Скачать
У детей дошкольного возраста часто встречаются различные виды нарушения звукопроизношения : неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.
Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.
Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:
Публикация «Консультация для родителей „Учим детей произносить правильно звуки“» размещена в разделах
- подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
- этапа появления звука (постановка звука);
- этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).
Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?
Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.
Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?
Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.
Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.
Расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.
Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.
Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).
Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа:
-работа над умением составлять рассказы, пересказы;
-формировать слоговую структуру слова;
-развивать лексико-грамматический строй речи.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом нарушения слоговой структуры слова. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.
Попросите ребенка повторить слова: автобус, комбинезон, милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха.
Использованная литература:
1. Варенцова Н. С. Колесникова Е. М. Развитие фонематического слуха. 2. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. - М. : Мозаика-Синтез, 2000г.
3. Семенкова Т. В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения. - М., 2000г.