Шилова Елена
Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ,
КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ?
Можно:
Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
Публикация «Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.
Использовать в совместной деятельности элементы игры.
Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.
Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону.
Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.
Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Предлагать детям:
– повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
– неоконченные фразы, которые нужно закончить;
– вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания :
«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)
Игры — головоломки.
Загадки.
«Найди отличия».
«Найди два одинаковых предмета».
«Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
«Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
«Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
«Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).
Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ,
КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ?
Можно:
В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение :
– составлять группу из отдельных предметов;
– выделять предметы по назначению, по характерным признакам;
– классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;
– понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;
– сравнивать предметы;
– соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
– делать самостоятельные выводы;
– отвечать на вопросы, делать умозаключения;
– устанавливать причинно-следственные связи.
Чаще использовать задания на:
– сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;
– нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
– складывание целого из частей (разрезные картинки);
– последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
– осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
– задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.
Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т. д.).
Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления :
«Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
«Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
«Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).
«Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.
Загадки.
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ,
КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ?
Можно:
Развивать у ребенка умения :
– произвольно вызывать необходимые воспоминания;
– вспоминать последовательность событий;
– использовать при запоминании мнемотехнические приемы;
– использовать образ как средство развития произвольной памяти;
– повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
– анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
– осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
– классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
– устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти :
«Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).
«Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).
«Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т. д.).
«Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).
«Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
«Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).
«Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
«Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
«Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
«Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
«Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).
«Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ РЕБЕНКА?
Перед вами, родителями, стоит каждодневная проблема –развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти : зрительная; слуховая; тактильная; обонятельная.
Причём, у дошкольников превалирует зрительная память : то есть то, что, он видит, он быстрее и лучше запоминает. Сначала давайте вместе запомним главную особенность дошкольной памяти : малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро забывает, чтобы воспринимать новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, и нужна её постоянная тренировка.
Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр, упражнений. Дошкольники в процессе увлекательных, неутомительных игр усваивают эффективные методы запоминания большого объёма информации. Итак, обучение начинается с тактильной памяти.
Во-первых, потому что на этот вид памяти очень мало обращается внимания.
Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
Для игр по развитию этого вида памяти понадобятся 10 дощечек с различной шероховатостью. Необходимо вырезать из любого жёсткого материала 10 дощечек размером 2010 см. На обратной стороне пронумеровать их от 1 до 10.
Вместе с детьми на дощечку №1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха.
Дощечка №2 должна быть жёсткой и шершавой, для этого лучше всего использовать наждачную бумагу.
На дощечку №3 наклейте какую-нибудь ткань, типа фланели или байки.
На дощечку №4 надо наклеить расплавленный воск со свечи.
Чтобы сделать дощечку №5, возьмите кусок верёвки или толстый шнурок и наклейте сверху.
Для дощечки №6 нужны спички или какие-нибудь маленькие палочки.
Дощечка №7 тоже со спичками, но их надо разложить и наклеить в беспорядке.
Поверхность дощечки №8 должна быть абсолютно гладкой. Для этой цели подойдёт целлофан, клеёнка, фольга или что-нибудь подобное.
На дощечку №9 наклейте бархат.
На последнюю дощечку №10 наклейте рубчатую ткань, например вельвет или джинсовку.
И с этими дощечками можно производить ряд игр.
Например, разложи дощечки по порядку от 1 до 10. Внимательно рассмотри. Закрой глаза, перемешай их.
Задание: на ощупь разложи дощечки в прежнем порядке.
Коротко об обонятельной памяти, т. е. запоминание запахов. В условиях семьи: «Как ты думаешь, что я заканчиваю готовить (борщ, компот?»
Зрительная память.
Развивать зрительную память надо постоянно к ситуациям каждодневного бытия, например: «В чём сегодня наш папа пошёл на работу?»; «В какой книжке ты видел похожие иллюстрации?»; «Где у нас в квартире лежат эти вещи?»; «Вспомни, что из зимней одежды тебе нравится?» и т. д.
Слуховая память – разучивайте стихи, прибаутки и шутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки. Также, дома желательно иметь аудио-носители с записью сказок, детских постановок и т. д. Используйте игру «Мы рассказчики» -пересказ прочитанного произведения. Очень хорошо совместно начать пересказывать или осуществлять пересказы в лицах.
Несомненно, одно, память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на малыша.