Получи документы

Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления

Шилова Елена
Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления
▼ Скачать + Заказать документы

Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ,

КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

Публикация «Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления» размещена в разделах

Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.

Использовать в совместной деятельности элементы игры.

Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.

Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону.

Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.

Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Предлагать детям:

– повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

– неоконченные фразы, которые нужно закончить;

– вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания :

«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)

Игры — головоломки.

Загадки.

«Найди отличия».

«Найди два одинаковых предмета».

«Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

«Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).

«Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

«Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ,

КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение :

– составлять группу из отдельных предметов;

– выделять предметы по назначению, по характерным признакам;

– классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;

– понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;

– сравнивать предметы;

– соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

– делать самостоятельные выводы;

– отвечать на вопросы, делать умозаключения;

– устанавливать причинно-следственные связи.

Чаще использовать задания на:

– сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;

– нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

– складывание целого из частей (разрезные картинки);

– последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

– осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

– задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.

Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т. д.).

Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.

Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления :

«Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).

«Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

«Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).

«Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.

Загадки.

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ,

КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

Развивать у ребенка умения :

– произвольно вызывать необходимые воспоминания;

– вспоминать последовательность событий;

– использовать при запоминании мнемотехнические приемы;

– использовать образ как средство развития произвольной памяти;

– повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

– анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

– осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

– классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

– устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти :

«Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

«Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

«Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т. д.).

«Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

«Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

«Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

«Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

«Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

«Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

«Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

«Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

«Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ РЕБЕНКА?

Перед вами, родителями, стоит каждодневная проблема –развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти : зрительная; слуховая; тактильная; обонятельная.

Причём, у дошкольников превалирует зрительная память : то есть то, что, он видит, он быстрее и лучше запоминает. Сначала давайте вместе запомним главную особенность дошкольной памяти : малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро забывает, чтобы воспринимать новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, и нужна её постоянная тренировка.

Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр, упражнений. Дошкольники в процессе увлекательных, неутомительных игр усваивают эффективные методы запоминания большого объёма информации. Итак, обучение начинается с тактильной памяти.

Во-первых, потому что на этот вид памяти очень мало обращается внимания.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Для игр по развитию этого вида памяти понадобятся 10 дощечек с различной шероховатостью. Необходимо вырезать из любого жёсткого материала 10 дощечек размером 2010 см. На обратной стороне пронумеровать их от 1 до 10.

Вместе с детьми на дощечку №1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха.

Дощечка №2 должна быть жёсткой и шершавой, для этого лучше всего использовать наждачную бумагу.

На дощечку №3 наклейте какую-нибудь ткань, типа фланели или байки.

На дощечку №4 надо наклеить расплавленный воск со свечи.

Чтобы сделать дощечку №5, возьмите кусок верёвки или толстый шнурок и наклейте сверху.

Для дощечки №6 нужны спички или какие-нибудь маленькие палочки.

Дощечка №7 тоже со спичками, но их надо разложить и наклеить в беспорядке.

Поверхность дощечки №8 должна быть абсолютно гладкой. Для этой цели подойдёт целлофан, клеёнка, фольга или что-нибудь подобное.

На дощечку №9 наклейте бархат.

На последнюю дощечку №10 наклейте рубчатую ткань, например вельвет или джинсовку.

И с этими дощечками можно производить ряд игр.

Например, разложи дощечки по порядку от 1 до 10. Внимательно рассмотри. Закрой глаза, перемешай их.

Задание: на ощупь разложи дощечки в прежнем порядке.

Коротко об обонятельной памяти, т. е. запоминание запахов. В условиях семьи: «Как ты думаешь, что я заканчиваю готовить (борщ, компот?»

Зрительная память.

Развивать зрительную память надо постоянно к ситуациям каждодневного бытия, например: «В чём сегодня наш папа пошёл на работу?»; «В какой книжке ты видел похожие иллюстрации?»; «Где у нас в квартире лежат эти вещи?»; «Вспомни, что из зимней одежды тебе нравится?» и т. д.

Слуховая память – разучивайте стихи, прибаутки и шутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки. Также, дома желательно иметь аудио-носители с записью сказок, детских постановок и т. д. Используйте игру «Мы рассказчики» -пересказ прочитанного произведения. Очень хорошо совместно начать пересказывать или осуществлять пересказы в лицах.

Несомненно, одно, память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на малыша.

Публикации по теме:

Буклеты по логоритмике. Памятки для родителей: Логоритмика дома. Памятка для родителей. Логоритмические занятия в детском саду. Содержание, цели и задачи: В ряду различных методик, представляющих систему.

Дидактическая игра на развитие внимания, наблюдательности и памяти «Кто я?»Дидактическая игра на развитие внимания, наблюдательности и памяти «Кто я?» Дидактическая игра «Кто я?» Цель: с помощью минимального количества вопросов угадать, что изображено на карточке, расположенной в повязкой.

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания и мышления в старшей группе «Уроки для Белочки» Тема: Уроки для Белочки. Оборудование:Игрушка, парные картинки, картинки с 4м лишним, нелепая ситуация, тест «Найди и вычеркни». Ход занятия.

Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников» Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников» Конечно же, каждый родитель.

Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка (для детей 3–7 лет) Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка по речевому развитию с использованием мнемотехники.

Памятки для родителей Памятки-пожелания «Вся его жизнь – это игра». «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.

Памятки для родителей в речевой уголокПамятки для родителей в речевой уголок Учитель – логопед Лушняк С. А Памятка для родителей «Обучение чтению» Перед тем как учить ребенка читать, необходимо научить его звуковому.

Тематические памятки для родителей «Одежда» Дорогие родители! На этой неделе мы с ребятами изучаем «Одежда»Цель: обогащать и активизировать словарь детей по теме, учить правильно, называть.

Тематические памятки для родителей «Транспорт» Дорогие Родители! На этой неделе мы с ребятами изучаемТранспортЦель: Расширение представлений о транспорте и правилах поведения на проезжей.

Тематические памятки для родителей «Весна» Дорогие Родители! На этой неделе мы с ребятами изучаем тему: Весна. Солнышко. Цель: Формировать элементарные представления о времени года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления
Опубликовано: 22 октября 2017 в 21:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления» (включая файлы) размещена пользователем Шилова Елена (УИ 801244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД