Юлианна Сытникова
Памятки для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к школе.
Успехи в учебе, помимо учебных умений и навыков, зависят от многих важных моментов в жизни ученика:
- стабильный режим дня,
- полноценный сон,
- рациональное здоровое питание,
- позитивное отношение к окружающим людям,
- стремление к успеху,
Чему необходимо научить ребёнка
Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?» и т. д.
Публикация «Памятки для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.
Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.
Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?» и т. д.
Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.
Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.
Правила хорошего тона во время беседы
Уважаемые родители! Надеемся, эти правила этикета, с Вашей помощью, будут усвоены детьми.
Во время беседы неприлично:
1. говорить о человеке в его отсутствии;
2. выпячивать своё «Я»;
3. шептаться в компании;
4. прерывать разговор (если нужно что-то срочно спросить, то следует перед этим извиниться);
5. разговаривать с дальнего расстояния: через стол, через коридор, через улицу;
6. во время беседы смотреть на потолок, в сторону, на часы.
Советы родителям
1. Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
2. Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной, он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
3. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Не возможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
4. Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.
Помощь родителей во время адаптации ребёнка к школе
1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
2. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
3. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.
4. Не отправляйте ребенка в школу без лёгкого завтрака – за полчаса до выхода из дома хотя бы напоите его сладким чаем.
5. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
Помощь родителей в период адаптации ребёнка к школе.
1. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка ( спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил оценку?»).
2. Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.
3. Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка.
4. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
5. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т. д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
6. Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.
7. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец полугодия, первая неделя после зимних каникул, середина третьего триместра.
8. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!
Как поддержать самоценность ребёнка?
1 Нельзя, чтобы у дошкольника не было обязанностей. Человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
2. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”, похвала (даже, если не очень получается).
3. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
4. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» ,«Докажи», «А можно ли по-другому?».
Наказывая ребёнка, пожалуйста, помните:
1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести.
2. Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребёнком.
3. Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
4. Не стоит читать длинных нотаций.
5. Не нужно впоследствии напоминать о проступке.
6. Нельзя пугать ребёнка бабой Ягой, милиционером, волком.
7. Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».
8. Разговор о проступке следует вести только наедине.
9. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Этим Вы научите ребёнка уступать, признавать ошибки и поражения.
Если ребёнок провинился…
1. Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай!», скажите лучше: «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду».
2. Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу. Оценивайте поступок, а не личность: не – «Ты плохой», а – «Ты поступил плохо».
3. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что Вы ему сочувствуете, верите в него.
4. Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.
5. Ясно определите, что Вы хотите от ребёнка (и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
6. Не показывайте готовых решений.
7. Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть?»
8. Не угрожайте: «Если ты ещё раз сделаешь – ты у меня получишь».
9. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.
10. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.
10 заповедей для родителей
Ребенок – это праздник, который всегда с Вами!
Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, или таким, так Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
Не требуйте от ребенка платы за всё, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь – как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, «что посеешь, то и пожнёшь».
Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будьте уверены – ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижайте!
Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
Не казните себя, если не можете сделать что-то для своего ребёнка. Ругайте себя, если можете, но не делаете. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё.
. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нём творческого огня.
Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы сделали Вашему.
Любите своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами!
Педагог-психолог МБДОУ №***
Сытникова Ю. Б.