Юлия Белова
Памятка для педагогов по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для педагогов Образовательная область «Речевое развитие»
Консультация для педагогов
Образовательная область «Речевое развитие»
в соответствии с ФГОС ДО
Ю. Г. Белова
старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 193»
Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Речевое развитие включает в себя следующие направления:
Публикация «Памятка для педагогов по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
• Развитие речевого творчества (предполагает, что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• Обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Основные функции речи:
1. речь - средство общения;
2. речь – средство мышления;
3. речь – средство познания.
Предпосылки нормального развития речи ребёнка (условия)
1. Психологическое и физическое здоровье.
2. Нормальные умственные способности.
3. Нормально развитый слух и зрение.
4. Потребность в речевом общении.
5. Полноценное речевое окружение.
6. РППС для обогащения сенсомоторного опыта.
Пути развития речи :
*по подражанию (речь воспитателя, родителей);
*с помощью специального обучения (ООД,беседы, игры и игровые упражнения)
Принципы развития речи :
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
- принцип развития звукового чутья;
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
- принцип элементарного осознания явлений языка;
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обогащения мотиваций речевой деятельности;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
Методы развития речи :
- наглядные:
• Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии)
• Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
- словесные:
• чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
- практические:
• дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи :
- общение взрослых и детей;
- художественная литература;
- культурная языковая среда;
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- обучение родной речи на занятиях.