Наталья Петращук
Памятка «Артикуляционная гимнастика» в помощь родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая дикция – основа чёткости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей – языка, губ, нёба, нижней челюсти и глотки.
Чтобы добиться чёткости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
Публикация «Памятка „Артикуляционная гимнастика“ в помощь родителям» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность, необходимые для правильного звукопроизношения.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([c],[сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Детям с 2- 4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, т. е. дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети 5- 6 лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений
• На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом
• Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
• Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
• Выполняется комплекс гимнастики несколько раз в день.
• Если для ребёнка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течении дня.
• Можно использовать механическую помощь (чайную ложечку, шпатель, чистый палец, если у ребёнка не получается какое-либо движение.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребёнка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, губу надо намазать вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит ваш ребёнок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений обязательно прочтите рекомендации!
Комплекс №1 (общий)
1. Удержание губ в улыбке;
2. Вытягивание губ вперёд трубочкой;
3. Чередование положения губ (улыбка-трубочка)
4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
5. Удержание широкого языка (лопатка) на нижней губе.
Комплекс №2 (для свистящих и шипящих)
1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить чтобы щёки не надувались);
2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя (упражнение делается на одном выдохе;
3. Кончиком языка «почистить» нижние, верхние зубы вправо-влево и вверх- вниз.
Комплекс №3 (для звуков [л-р])
1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает», следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.
2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.
3. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [д-д-д]
(следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не подворичивался).