Елена Кишкорева
Мастер-класс для воспитателей «Волшебный мир математики. Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир математики. Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей
Цель мастер - класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта работы использования цветных палочек Кюизенера, как дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с игровой технологией.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Волшебный мир математики, Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
2. Познакомить с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить педагогов навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: столик, магнитная доска, видеопрезентация, объемные фигуры палочек.
Раздаточный материал: наборы палочек Кюизенера.
Актуальность.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, становление сознания, развитие воображения и творческой активности (ФГОС)
Все дети по своей природе любознательны. Каждый из них – пытливый исследователь
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка- развитие его умственных способностей, формирование мыслительных умений, позволяющих осваивать новое.
Для решения этой важной задачи я в своей практике применяю такой дидактический материал как «Палочки Д. Кюизенра».
Что же такое палочки Кюизенера?
Это дидактический материал, который придумал математик из Бельгии учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976). Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.
Методика позволяет решать следующие задачи:
1. Формирование понятия числовой последовательности, состава числа.
2. Осознание отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
3. Деление целого на части и измерение объекта условными мерками.
4. Освоение прямого и обратного счета.
5. Выполнение заданий на сложение, вычитание.
6. Развитие психических процессов: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
7. Развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности.
8. Развитие умения работать в коллективе.
Давайте рассмотрим сам комплект палочек.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук, бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.
Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью" – это числа кратные 2;
3,6,9 "синюю семью" – числа кратные 3.
"Семейство желтых" составляют 5 и 10 – кратные 5.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно- он связан с определенным соотношением их по величине. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
В комплекте есть набор цифр, соответствующих цветовой гамме палочек и обозначающих число.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Все упражнения проводятся в игровой форме. Для достижения наилучшего результата занятия с палочками рекомендуется проводить систематически.
Этапы обучения
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков, где дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет)
Предлагаю несколько вариантов игр для разных возрастов.
Игры и занятия с детьми 3 - 5 лет (примеры игр)
Игра «Змейка»
Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.
Описание: Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).
Вопросы
– Какого цвета палочки?
– Сколько розовых палочек? Сколько голубых?
– Покажите пальчиком длину вашей змейки.
– Чья змейка длиннее? Чья короче?
Игра «У кого больше»
Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.
Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.
Вопросы
– Какого цвета треугольники?
– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?
– Какие треугольники по величине?
– Почему получились разные треугольники?
– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).
Игра «Разноцветные вагончики»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).
Описание: Дети сидят напротив друг друга.
У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.
Вопросы и задания
– Сколько всего палочек на подносе?
– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.
– Сколько палочек каждого цвета?
– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.
По окончании работы педагог уточняет:
– Чей поезд длиннее?
– Назовите по порядку цвет каждого вагона.
– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?
– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.
Игра «Строительство домов»
Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.
Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
Вопросы и задания
– Что получилось? (Дом.)
– С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
– Сколько всего домов?
– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?
– Между какими домами расположен голубой дом?
– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
– Сколько всего окон?
– Какие окна по величине?
Игры и занятия с детьми 5–7 лет с цветными палочками
Игра «Сделай фигуру»
Цель. Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.
Описание:
Вопросы и задания
– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.
– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.
– Из остальных палочек сделайте трапецию.
– Сколько всего фигур?
– Который по счету прямоугольник?
– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?
– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.
– Какое число обозначает голубой цвет?
– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?
Ознакомление с “цветными числами”
Число 1.
Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек. Каждая палочка обозначает число.
Найдите в наборе самую короткую палочку. Какого она цвета? Назовите самое маленькое число. Как вы думаете, какое число обозначает белая палочка? Почему?
Число 2.
У Маши 1карандаш, а ей надо 2. Что сделает Маша? (возьмёт ещё 1, станет 2) Как получить число 2 (к 1 прибавить 1)
Как получить палочку 2? (к палочке 1 положите палочку 1)
Найдите в наборе такую палочку, которая по длине будет как 2 палочки 1. Какого цвета эта палочка? (розовая) Какое число обозначает розовая палочка? Почему?
Состав числа из двух меньших.
Состав числа 7.
Найдите в наборе палочку 7. Какого она цвета?
Найдите в наборе 2 таких палочки, чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 7. Докажите. Из каких чисел состоит число 7? (рассмотреть все варианты)
Составление числового домика.
Подведение итога – из каких чисел состоит число 7?
(7 состоит из 3и 4, если вычесть 4, то останется ….
7 состоит из 5 и 2, если вычесть 5, то останется)
все варианты решения примера прописываются на доске.
Д/и “Поезд”
Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки. Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку?
Игровых упражнений очень много. Это лишь несколько примеров из них.
Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, комбинаторные и конструктивные способности.
Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру, получают положительные эмоции.
Знакомство с теоретической частью.
Практическая часть состояла из показа занятия по ФЭМП. В роли детей были педагоги.
Литература:
1. «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, Л. Д. Комарова.
2. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (В. П. Новикова, Л. И. Тихонова).
3. «Математика до школы» (А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт).
4. «Посудная лавка» (игры с цветными палочками Кюизенера для детей 5-7 лет, Б. Б. Финкельштейн.