Гузель Тухватуллина
Использование судоку в развитии логического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с детьми дошкольного возраста занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделяю картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Публикация «Использование судоку в развитии логического мышления дошкольников» размещена в разделах
Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе я создала уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки. Одной из игр которой заинтересовались мои дети была судоку.
Судоку - (яп. Су. доку, произношение) - это головоломка-пазл с числами, ставшая в последнее время очень популярной. В переводе с японского «су» - цифра, «доку» - стоящая отдельно. Иногда судоку называют магическим квадратом, но судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами. Решение судоку - популярный вид досуга.
Судоку известно как японское развлечение, но не только Япония является родиной этой игры. Хотя идея судоку пришла не из Японии, но название игры имеет японское происхождение.
История судоку насчитывает многие тысячелетия. Праобразом судоку является игра «Магический квадрат», появившаяся в Китае 2000 лет назад. «Магический квадрат» представляет собой квадрат размером 3x3 клетки, в каждую из которых помещается одно число от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел в любом столбце, строке и по диагонали равнялась 15.
Позже «Магический квадрат» был преобразован математиком Леонардом Эйлером в квадрат, который имел определенное число ячеек, особенно 9, 16, 25 и 36. Этот ученый заполнял клетки латинскими буквами (Латинский квадрат, а позже греческими буквами и назвал квадрат греко-латинским.
Идею Эйлера развил Гарвард Гарис, который использовал квадрат 9x9 и добавил дополнительные ограничения, цифры не должны повторяться и во внутренних квадратах 3x3.
В настоящее время появилось множество модификаций судоку, но классическая судоку представляет собой квадрат 9x9 клеток, разбитый на подквадраты со сторонами по 3 клетки каждый. В некоторых клетках заранее проставлены числа, а игроку нужно расставить недостающие числа таким образом, чтобы в каждом столбце, строке и подквадрате находились числа строго от 1 до 9 и не повторялись. Правильно составленная судоку имеет только одно решение.
Судоку – очень популярная головоломка современности. В эту игру с удовольствием играют взрослые и подростки. На самом деле, разгадывание этой головоломки не требует специальных знаний или возможностей. Необходимо лишь умения визуально отличать символы в клетках и логически мыслить. Поэтому эта головоломка доступна для людей разного возраста и уровня образования. Интересно то, что разгадывание судоку предупреждает развитие слабоумия. Эта игра полезна в любом возрасте для развития умственных способностей и поддержания их в отличном состоянии. Так же эта игра помогает снизить эмоциональную нагрузку.
В чем же именно заключается польза этой головоломки? Во первых – улучшает память ребенка. Память и логика взаимодействуют постоянно, когда ребенок разгадывает судоку. Младший школьник использует свою память, чтобы запоминать числа, когда использует логику, думая над последующей пустой ячейкой.
Во - вторых - игра позволяет ребенку практиковать свое логическое мышление, когда разгадывает головоломку, и в конечном итоге улучшает ряд навыков работы с цифрами.
Следующий плюс - судоку – игра не только очень интересная. Она помогает развить чувство времени. Дошкольники учатся принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия гораздо быстрее и с меньшими колебаниями.
Так же эта головоломка улучшает силу концентрации. Судоку требует от ребенка стратегического мышления и творческого решения задач. Как только дошкольник перестает играть в середине игры, ему приходится снова начинать весь мыслительный процесс, что помогает развить силу концентрации.
Немаловажный факт, что данная головоломка заставляет детей чувствовать «маленькую победу».
Для детей младшего возраста можно предложить сыграть в судоку с картинками. Эта увлекательная головоломка позволит развить логику детей с самых первых шагов. Затем после изучения числового ряда, детям можно дать эту игру в уже стандартном виде, усложняя каждый раз. Так же есть вариант заполнения клеток цифрами от 1 – 16. Это длительная головоломка подойдет для более старших деток – старшей и подготовительной группы.
Работу с использованием судоку и используем в своей работе в совместной деятельности педагога и детей. Лучше стали анализировать информацию, сравнивать и обобщать. Возрос навык классификации и выявления закономерности.
Формирование логического мышления дошкольников - важная составная часть современного образования. Критерием формирования логического мышления является регулярное применение на занятиях математики и во внеурочной деятельности нестандартных приемов. Регулярно используя головоломок в виде судоку, воспитатель может сформировать развитие логического мышления.