Ефимова Лилия Габбасовна
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях как элемент коммуникативной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье описывается важность роли пальчиковых игр, способствующих становлению и развитию мелкой моторики, выразительности и эмоциональности речи, артикуляционных, голосовых и мимических навыков, артистизма и общего развития личности ребенка. Также эти упражнения формируют многие личные качества способствующие развитию памяти, внимания, мышления, чувственного восприятия и в целом отражаются на его становлении.
Ключевые слова: мелкая моторика, артикуляционный аппарат, имитация, координация, звуковысотный слух, мимика.
Публикация «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях как элемент коммуникативной культуры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Занятия музыкой в любом возрасте приносят огромную радость ребенку, а в дошкольном, безусловно - это праздник и прекрасное настроение. Пальчиковые игры в стихах на музыкальных занятиях дают возможность ему быстрее и лучше выучить текст.
Благодаря этому, речь ребенка становится раз за разом более уверенной и выразительной. Улучшаются артикуляционные и голосовые навыки. Есть множество разных пальчиковых игр, например: игры под счет, игры под словесное или музыкальное сопровождение, игры с пением, а также с мелкими предметами. Благодаря этим упражнениям, происходит развитие мелкой моторики и укрепление мелких мышц кисти рук. Поэтому их использование на каждом занятии очень важна и дает возможность ребенку быстрее овладеть игрой на музыкальных инструментах. В свою очередь, дети, обучающиеся в музыкальных школах, как правило более развиты интеллектуально, нежели те кто не занимается музыкой. Так как играя двумя руками, ребенок выполняет движения пальчиками, тем самым воздействует на оба полушария головного мозга. Также пальчиковые игры служат развитию навыков рисования, а в дальнейшем влияют на письмо и служат моментом расслабления и отдыха для ребенка. Еще в старину мудрые люди понимали, что движения пальцев так или иначе связаны с речью ребенка, поэтому не случайно пение простых песенок-потешек с малышом, сопровождали игрой пальчиками рук. Оттуда и дошли до нас излюбленные всеми потешки «Сорока-сорока», «Ладушки», «Как на нашем на лугу» и многие другие. Разучивание забавных стишков, прибауток развивают детскую память, речь, интонацию. Очень полезен прием проговаривания потешки или стиха разными голосами, например, строгим, сердитым, писклявым, хитреньким, добрым и т. д. Можно привести наглядный пример по программе «Ладушки» Каплуновой И. и Новоскольцевой И. пальчиковой игры для детей младшего возраста «Бабушка», где дети каждый раз имитируя надевание бабушкиных очков и производя смену движений пальцев, изображают бабушку с разным настроением [1]. Такого рода упражнения не только дают возможность в детях развивать звуковысотный слух, голос, мимику, а также влияют на развитие певческих навыков, способствуют у детей эмоциональному и выразительному чтению стихов, что в свою очередь, влияет на творческое мышление, артистические способности и вызывают в детях интерес к театрализованной деятельности.
Уже начиная от года и постарше с детьми можно включать в занятия пальчиковые игры. Например, ребенок в возрасте от года до трёх лет может показывать движения в играх одной ручкой. А вот чуть старше дети трех-четырех лет уже могут показывать двумя руками. В четыре года, малыш с нормальным развитием может делать упражнения той рукой, которой нужно, управляя мышцами рук [2]. Пальчиковые игры с текстом для малышей помогают развитию координационных движений пальцев и кисти рук. А также благодаря этому ребенок соотносит движения и содержание текста.
К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха и голоса, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат. Использование музыкального сопровождения во время пальчиковых игр дает возможность детям ярче воспринимать текст и выразительно выполнять движения. Что целом ведет к развитию способностей ребё нка: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, а также создает комфортную атмосферу во время занятия, благотворно влияя на его психику [3]. Например: пальчиковая игра «Колечко» выполняется под вальсовую музыку. Большой палец поочередно нужно соединять с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Это упражнение нужно выполнять мягко, плавно, в такт музыке. Сначала каждой рукой по отдельности, а затем одновременно. Следующее упражнение хорошо выполнять под маршевую и ритмичную музыку, «Кулак, ребро, ладонь». Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленочках. Три положения руки: кулачки, выпрямленные ладони и ладони стоящие на ребрышках. Эти три позиции рук нужно выполнять сразу двумя руками сначала в медленном темпе, а потом слушая внимательно музыку и передавая бодрый характер марша, делать четко и ритмично.
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него можно проводить как на рядовых занятиях, так и на праздниках, на прогулках, а также при проведении физминуток.
Использование в пальчиковых играх выразительных движений, мимики, жестов, передача разного настроения и эмоций (доброты, нежности, страха, радости, грусти и т. д., применения разных моделей поведения героев, позволяют снимать усталость, напряжение и вызывают у ребенка яркие и положительные эмоции во время музыкальных занятий. Игры, связанные с активностью пальчиков я использую перед исполнением песни, а те упражнения, которые включают двигательную функцию, т. е. ритмические движения их как правило я включаю в занятие на завершающем этапе. Например: Игра-разминка «Рисование» по методике Железновых.
Дети имитируют движение рисования на коленях, животиках, полу и т. д. Выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы кружок нарисовали
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать опять начнём.
Мы черту нарисовали…
Мы волну нарисовали…
Точки мы нарисовали…
Игра с мелкими предметами: «Покатай между ладошек» В этом упражнении можно использовать грецкий орех или граненый карандаш. Цель заключается в самомассаже ладоней. Звучит нежная, спокойная музыка и дети катают карандаш между ладонями. Ладони движутся вперед и назад. А при упражнении с орехом, дети выполняют ладошками круговые движения. Суть заключается в том, чтобы не прекращать движения и не выронить предмет [4].
Эти игры с успехом можно включать в работу с дошкольниками, что дают прекрасный эффект в их развитии. Они не только развивают детей, но и формируют многие личные качества: пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка.
Список литературы
1. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010, С. 16-17.
2. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002, С. 23.
3. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009. С. 10-12.
4. Рязанова Ю. А. «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики, 2018, №4, с. 34-37- URL https://moluch.ru/1archive/993483/ ( дата обращения: 02.04.2020)