Приложение МААМ

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Анна Коваль
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

АННОТАЦИЯ

В статье указывается на взаимосвязь развития мелкой моторики и общей умелости руки и моторной стороны речи. Описывается значение пальчиковых игр в развитии тонких движений пальцев рук. Анализируется эффективность системы работы педагога дошкольной образовательной организации по развитию мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста на основе диагностики результатов данного процесса.

Публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

ABSTRACT

The article points to the relationship of the development of fine motor skills and general skilled hands and motor aspects of speech. Describes the importance of finger games in the development of fine movements of the fingers. Analyze the effectiveness of the system of teachers of preschool educational organizations for the development of fine motor skills of the hands of children of the senior preschool age on the basis of the results of the diagnostic process.

Ключевые слова: пальчиковые игры, мелкая моторика, развитие речи, дети старшего дошкольного возраста.

Keywords : finger games, fine motor skills, language development, children of preschool age.

Уровень развития познавательной сферы ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности развития мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая моторика – это один из важнейших показателей физического и нервно-психического развития дошкольника [5]. Тонкие движения руки способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия.

Данной проблемой в отечественной науке занимались многие исследователи: Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Л. Ф. Фомина, Н. М. Щелованов, М. П. Денисова, и др. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что «мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног» [6]. В. В. Коноваленко считает «уровень развития мелкой моторики рук одним из важных критериев подготовки ребенка к школе» [2].

Сотрудники института физиологии и развития детей и подростков АПН отмечают прямую зависимость уровня развития речи детей со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Даннное положение должно использоваться в работе с детьми, особенно там, где идет задержка развития моторной стороны речи. Ученые рекомендуют стимулировать развитие речи детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальчиковые игры - уникальное средство развития мелкой моторики рук и речи ребенка в их единстве. Развитие речи детей стимулирует разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики. Это способствует более быстрому запоминанию ребенком стихотворений, песен, частушек, потешек и т. п. [3].

О пальчиковых играх можно говорить как о универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Кроме того, с помощью воздействия на пальцы рук, оказывается положительное влияние на внутренние органы, повышается работоспособность коры головного мозга, повышаются защитные функции иммунитета.

Еще издавна, пальчиковые игры были распространены в самых разных странах мира. В Китае пользуются популярностью упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии активно используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. А у нас в России с малых лет учат играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». На сегодняшний день специалисты возрождают старые игры и придумывают новые.

В основном, все пальчиковые игры делятся на два блока: игры материнского фольклора – потешки, предназначенные для развития детей раннего возраста и игры-забавы и игры с правилами, предназначенные для дошкольников [4]. Пальчиковые игры обладают такими качествами как универсальность, в них можно играть в любом месте и в любое время, они кратковременны – от 2 до 5 минут, активные и в то же время безопасные.

Существует несколько групп пальчиковых игр : упражнения для кистей рук, с помощью которых детей учат напрягать и расслаблять мышцы кистей рук («Заготовим капусту», «Месим тесто»); упражнения для пальцев условно-статические, с помощью которых совершенствуют полученные ранее навыки («Ножницы», «Коза»); упражнения для пальцев динамические, с помощью которых развивают координацию движений(«Пальчики здороваются», «Этот пальчик хочет спать»). Все эти упражнения должны быть эмоционально приятны ребенку, неутомительны и динамичны. Знакомая всем с детства пальчиковая игра «Камень, ножницы, бумага», очень завлекает детей и сохраняется в сознании на долгие годы, вплоть до старости. Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают пальчиковые игры на бумаге. Детям очень интересно водить по листу бумаги своими пальчиками, а не просто кистью или карандашом. Но в любом случае, взрослому крайне важно проявлять собственную заинтересованность игрой.

На основе беседы с воспитателем старшей группы одного из детских садов г. Арзамаса и непосредственного наблюдения за его работой с детьми, в ходе прохождения практики в этом детском саду, мною был сделан вывод, что педагог часто использует в своей работе пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей.

С целью выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, мною была проведена диагностика. В основу диагностики были положены задания Гавриной С. Е., Кутявиной Н. Л., Топорковой И. Г., Щербининой С. В. [1].

При применении методики «Полоски», ребенку требовалось посмотреть на листок, на котором нарисованы полоски. По инструкции, ребенок должен постараться провести как можно больше прямых линий между полосками от начала до конца листа за 1 минуту по сигналу «Начали» и остановиться, услышав сигнал «Стоп». Оценивание проходило по следующим критериям: 3балла – ребенок заполнил 10 и более строк при удовлетворительном качестве исполнения (линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без выходов за пределы строк); 2 балла - ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, разрывы отсутствуют, нет выходов за пределы строки); 1 балл – ребенок заполнил 5 строк и менее или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы).

По подсчетам результатов методики, выделяются 3 уровня развития мелкой моторики рук : высокий 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.

Всего в исследовании приняли участие 13 детей (100%). Данные ответов занесены в таблицу «Уровень развития мелкой моторики рук»

Таблица 1

«Уровень развития мелкой моторики рук»

ФИО Методика «Полоски» Уровень

Рома П 2 балла средний

Маша К 3 балла высокий

Катя Л 3 балла высокий

Андрей И 2 балла средний

Алена Г 2 балла средний

Кирилл О 2 балла средний

Алина Д 3 балла высокий

Ольга Р 2 балла средний

Алла Л 2 балла средний

Саша Л 2 балла средний

Максим Н 1 балл низкий

Сережа С 3 балла высокий

Игорь Т 2 балла средний

По результатам подсчета двух методик было определено количество детей и их процентное соотношение, относящихся к тому или иному уровню развития мелкой моторики рук. К высокому уровню было отнесено 4 ребенка – 30,4%. Согласно интерпретации результатов диагностики, высокий уровень характеризуется сформированностью и довольно высокой автоматизированностью навыков графической деятельности. При этом дети должны правильно держать карандаш, свободно распределяли мышечную активность пальцев. Дети при выполнении задания ориентировали свои действия на образец и общие требования. Восемь дошкольников (60,8%) показали средние результаты, которые характеризуются умеренной автоматизацией навыков графической деятельности. Такие показатели, в основном, являются достаточными для дальнейшего обучения. Только у 1 ребенка (7,6%) отмечались скосы при проведении линий, выход за пределы строки, что указывает на низкий уровень развития мелкой моторики руки, недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности. Такие показатели мелкой моторики, скорее всего, окажутся недостаточными для успешного овладения навыками учебной деятельности в школе.

Таким образом, в детском саду ведется правильная и грамотная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. По результатам диагностики период наблюдается положительная динамика в развитии навыков детей. Внимания и последующей индивидуальной работы требует лишь 1 ребенок. Начинать данную работу нужно совместно с родителями дошкольника. Пальчиковые игры – не только действенный дидактический материал, но еще и очень интересный, захватывающий внимание ребенка, простой в использовании и применимый в любое время и в любом месте. Важно помнить, что чем раньше начать развивать мелкую моторику, тем более развитым и подготовленным к школе будет ребенок.

Список литературы:

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Книга тестов. – М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Коноваленко В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] : Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с.

3. Коваль А. Н. Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста / А. Н. Коваль, А. Н. Малыгина // NOVATION. – 2016. – С. 20-23.

4. Малыгина А. Н. О подготовке и готовности детей к обучению в школе / А. Н. Малыгина, А. Н. Коваль // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7. С. 682-686.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В. В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

6. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М. : Просвещение, 2000.- 157с.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики Авторские пальчиковые игры Игра - это самый лучший способ развития речи и мышления детей. Играя ребенок радуется, получает удовольствие,.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения.

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики Игры для образовательной деятельности: Игры с литературными текстами: «Пальмовые ручки» Текст рифмовки: Движения: Вы видели пальмы Две руки,.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта. "Пальчиковый театр, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. " В настоящее время.

План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 г. Предполагаемая дата окончания работы: июль 2017 Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста 1 СЛАЙД Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного.

Семинар — практикум: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» Семинар – практикум: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего.

Сообщение на педагогическом совете «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Цель работы: - Развивать у детей основы речевой.

Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 15:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Коваль (УИ 521251) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД