Получи документы

Пальчиковые игры как основа развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Юлия Киселева
Пальчиковые игры как основа развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Киселева Юлия Геннадьевна,

Воспитатель ГБДОУ детский сад №113 компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Введение

Пальчиковые игры являются эффективным средством развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они способствуют улучшению мелкой моторики, координации движений, активизации речевых зон мозга и общего психомоторного развития. Эта методическая разработка направлена на использование пальчиковых игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Публикация «Пальчиковые игры как основа развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Цели и задачи

Цель: Содействие развитию речи у детей с ОВЗ через выполнение пальчиковых игр.

Задачи:

1) Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

2) Активизация речевых зон мозга.

3) Улучшение артикуляционной моторики.

4) Повышение интереса к речевой деятельности через игровую форму занятий.

5) Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Основные принципы проведения пальчиковых игр

а) Систематичность: Упражнения должны выполняться регулярно.

б) Постепенность: Упражнения усложняются постепенно, в зависимости от прогресса ребенка.

в) Индивидуальный подход: учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

г) Мотивация и поддержка: Создание позитивного эмоционального фона и мотивации к выполнению упражнений.

Комплекс пальчиковых игр

1. Игра «Замок»

Цель: Развитие координации и силы пальцев.

Описание:

Дети соединяют пальцы обеих рук в замок, затем открывают и закрывают его, произнося рифмовку: «Этот замок закрывается, а потом открывается».

Коррекционно-развивающий аспект: улучшает координацию движений пальцев, активизирует речевую деятельность.

2. Игра «Пальчиковый бег»

Цель: Развитие координации и скорости движений пальцев.

Описание:

Дети «бегают» пальцами по поверхности стола, представляя, что их пальчики – это ножки. Произносится рифмовка: «Бегут по дорожке ножки-ножки, быстро-быстро, не стойте на месте».

Коррекционно-развивающий аспект: развивает координацию и скорость движений, способствует активизации речевых зон мозга.

3. Игра «Кукла»

Цель: Развитие артикуляционной моторики и воображения.

Описание:

Дети делают пальчиками движения, изображающие куклу (например, кукла качает головой, поднимает руки и т. д., сопровождая это рифмовкой: «Кукла милая у нас, поднимает руки враз».

Коррекционно-развивающий аспект: улучшает артикуляционную моторику, стимулирует речевую активность.

4. Игра «Домик»

Цель: Развитие координации и пространственного мышления.

Описание:

Дети складывают пальцы в виде домика, сопровождая это рифмовкой: «Вот наш домик – раз, два, три, в домике живем мы».

Коррекционно-развивающий аспект: развивает координацию движений, пространственное мышление и речевую активность.

5. Игра «Часики»

Цель: Развитие координации и ритмичности движений.

Описание:

Дети делают движения руками, изображающие стрелки часов, произнося рифмовку: «Тик-так, тик-так, ходят часики вот так».

Коррекционно-развивающий аспект: улучшает координацию и ритмичность движений, активизирует речевые зоны мозга.

6. Игра «Семья пальчиков»

Цель: Развитие социальных навыков и речи.

Описание:

Дети показывают пальчиками семью (большой палец – папа, указательный – мама и т. д., произнося рифмовку: «Вот семья пальчиков, мы живем все дружно».

Коррекционно-развивающий аспект: развивает социальные навыки, координацию движений пальцев и речевую активность.

Методические рекомендации

1. Начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их.

2. Использовать рифмовки и стихотворения, чтобы сделать упражнения интереснее и стимулировать речевую активность.

3. Создавать игровую атмосферу, чтобы дети выполняли упражнения с удовольствием.

4. Проводить занятия регулярно, чтобы достичь устойчивых результатов.

5. Индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности.

Заключение

Пальчиковые игры являются эффективным методом развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают улучшить мелкую моторику, координацию движений, активизировать речевые зоны мозга и стимулировать общую речевую активность. Правильно организованное использование пальчиковых игр в коррекционно-развивающей работе способствует всестороннему развитию детей и улучшению их адаптации в окружающем мире.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры как основа развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 27 сентября 2024 в 00:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры как основа развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Киселева (УИ 3043986) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД