Юлия Киселева
Пальчиковые игры как основа развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Киселева Юлия Геннадьевна,
Воспитатель ГБДОУ детский сад №113 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Введение
Пальчиковые игры являются эффективным средством развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они способствуют улучшению мелкой моторики, координации движений, активизации речевых зон мозга и общего психомоторного развития. Эта методическая разработка направлена на использование пальчиковых игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Публикация «Пальчиковые игры как основа развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цели и задачи
Цель: Содействие развитию речи у детей с ОВЗ через выполнение пальчиковых игр.
Задачи:
1) Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.
2) Активизация речевых зон мозга.
3) Улучшение артикуляционной моторики.
4) Повышение интереса к речевой деятельности через игровую форму занятий.
5) Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Основные принципы проведения пальчиковых игр
а) Систематичность: Упражнения должны выполняться регулярно.
б) Постепенность: Упражнения усложняются постепенно, в зависимости от прогресса ребенка.
в) Индивидуальный подход: учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
г) Мотивация и поддержка: Создание позитивного эмоционального фона и мотивации к выполнению упражнений.
Комплекс пальчиковых игр
1. Игра «Замок»
Цель: Развитие координации и силы пальцев.
Описание:
Дети соединяют пальцы обеих рук в замок, затем открывают и закрывают его, произнося рифмовку: «Этот замок закрывается, а потом открывается».
Коррекционно-развивающий аспект: улучшает координацию движений пальцев, активизирует речевую деятельность.
2. Игра «Пальчиковый бег»
Цель: Развитие координации и скорости движений пальцев.
Описание:
Дети «бегают» пальцами по поверхности стола, представляя, что их пальчики – это ножки. Произносится рифмовка: «Бегут по дорожке ножки-ножки, быстро-быстро, не стойте на месте».
Коррекционно-развивающий аспект: развивает координацию и скорость движений, способствует активизации речевых зон мозга.
3. Игра «Кукла»
Цель: Развитие артикуляционной моторики и воображения.
Описание:
Дети делают пальчиками движения, изображающие куклу (например, кукла качает головой, поднимает руки и т. д., сопровождая это рифмовкой: «Кукла милая у нас, поднимает руки враз».
Коррекционно-развивающий аспект: улучшает артикуляционную моторику, стимулирует речевую активность.
4. Игра «Домик»
Цель: Развитие координации и пространственного мышления.
Описание:
Дети складывают пальцы в виде домика, сопровождая это рифмовкой: «Вот наш домик – раз, два, три, в домике живем мы».
Коррекционно-развивающий аспект: развивает координацию движений, пространственное мышление и речевую активность.
5. Игра «Часики»
Цель: Развитие координации и ритмичности движений.
Описание:
Дети делают движения руками, изображающие стрелки часов, произнося рифмовку: «Тик-так, тик-так, ходят часики вот так».
Коррекционно-развивающий аспект: улучшает координацию и ритмичность движений, активизирует речевые зоны мозга.
6. Игра «Семья пальчиков»
Цель: Развитие социальных навыков и речи.
Описание:
Дети показывают пальчиками семью (большой палец – папа, указательный – мама и т. д., произнося рифмовку: «Вот семья пальчиков, мы живем все дружно».
Коррекционно-развивающий аспект: развивает социальные навыки, координацию движений пальцев и речевую активность.
Методические рекомендации
1. Начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их.
2. Использовать рифмовки и стихотворения, чтобы сделать упражнения интереснее и стимулировать речевую активность.
3. Создавать игровую атмосферу, чтобы дети выполняли упражнения с удовольствием.
4. Проводить занятия регулярно, чтобы достичь устойчивых результатов.
5. Индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности.
Заключение
Пальчиковые игры являются эффективным методом развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают улучшить мелкую моторику, координацию движений, активизировать речевые зоны мозга и стимулировать общую речевую активность. Правильно организованное использование пальчиковых игр в коррекционно-развивающей работе способствует всестороннему развитию детей и улучшению их адаптации в окружающем мире.