Морозова Евгения Александровна
Пальчиковая гимнастика и игры
▼ Скачать + Заказать документы
"Ладушки – ладушки"
Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений.
Ход игры:
Ладушки – ладушки! (хлопаем в ладоши, сопровождая действия
стихотворным текстом)
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки! "Как у нашего кота"
Цель: Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Пальчиковая гимнастика и игры» размещена в разделах
Ход игры:
Как у нашего кота (дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом)
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки беленькие.
"Где же ручки"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Где же, где же наши ручки, (Прячут руки за спиной)
Наши ручки, наши ручки?2 раза
Вот ручки, наши ручки, (Выполняют движения «фонарики»)
Пляшут, пляшут наши ручки (Сжимают и разжимают кулачки)
Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп!
Где же, где же наши ножки, (Приседая, закрывают ножки руками.)
Наши ножки, наши ножки? (2 раза)
Вот ножки, наши ножки (Выставляют ножки на каблучок)
Пляшут, пляшут наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали стоп!
Где же, где же наши детки… (Закрывают лицо ладонями)
Вот детки, наши детки (Хлопают ладонями по груди)
Пляшут, пляшут наши детки… (Подпрыгивают на месте.)
Поплясали, стоп!
"Вымыли мы ручки"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
Вымыли мы ручки, (Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем)
Вымыли мы ножки, (руками щиколотки)
Поиграли в ладушки, (Хлопаем в ладоши)
Ладушки – ладошки!
Во дворе цыплятам (Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим)
Накрошили крошек
Поиграли снова (Хлопаем в ладоши)
В ладушки – ладошки!
Гладили котёнка (Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону)
Чистыми ладошками, (другой, затем меняем руки и повторяем действие)
С ними поиграли (Хлопаем в ладоши)
В ладушки – ладошки!
Улеглись ладошки (Кладём кисти рук на стол ладонями вниз)
Прямо на дорожку…
Как они устали – (Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону)
Ладушки – ладошки! (другой, затем меняем руки и повторяем действие)
«Пальчик о пальчик»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход занятия:
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай (2 раза)
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
"Два маленьких кузнечика…"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
Два маленьких кузнечика (Указательными и средними пальцами обеих рук)
Потопали на речку. («шагаем» по столу)
Воды они боялись (Поглаживаем ладонями поверхность стола.)
И в речке не купались.
На скрипочках играли – (Поочередно ребром одной ладони растираем)
Всех рыбок распугали. (боковую поверхность указательного пальца другой.)
"Ёжик"
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)
На клубочек он похож, (перед собой)
У ежа иголка иголки очень - очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)
Покажи иголки, очень - очень колки (сжимают и разжимают кулачки)
"Кошка"
Точит кошка коготки, очень острые они (царапают коготками коленки)
А кошачьи лапочки - мягкие как тапочки (плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)
Спрячет коготки в подушки, (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулачок)
и почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)
Молочка попьет из миски (делают из рук миску и подносят её к рту)
Очень ласковая киска (гладят руки)
«ЕЛОЧКА»
«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»
Шишечки, показывают кулачки
Иголочки, указательные пальцы
Шарики, пальцы сжимают в круг
Фонарики, показывают «фонарики»
Зайчики, показывают «ушки зайца»
И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу
Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами
Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени «ПИРОГ»
«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз
Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками
Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем
Не из снега – из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону
Жук
Я веселый Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу.
(А. Береснев)
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами». «ПЕТУШОК»
Наш красивый петушок
Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок.
Разжать ладони.
Крылышками машет.
Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт.
Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт.
Кистями рук сделать манящие движения.
«НА Ё ЛКЕ: «Подарки»
Мы на ёлке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками
После добрый Дед Мороз «Шагают» средним и указательным
Нам подарки преподнёс. Пальцами обеих рук по столу
Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг
В них же – вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки
Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,
начиная с Орешки рядом с ними, большого
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин. «ПОМОЩНИК»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
«Веселая мышка»
Мышка в норку пробралась, Делаем двумя ручками крадущие движения
На замочек заперлась. Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками
В дырочку она глядит, Делаем пальчиками колечко
На заборе кот сидит! Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками «Солнце»
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало.
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли.
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают.
1–2 строчки — поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.
3–4 строчки — соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения.
5–6 строчки — поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево.
7–8 строчки — снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи».
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках — по одному пальцу на каждое двустишие.
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга.
Всем тепло, уютно в нем.
«Пальчики сцепляются - елочка получается»
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается ёлочка.
«Кто приехал?»
Кто приехал?
(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы!
(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
Мама, мама, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками безымянных пальцев)
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да!
(хлопает в ладоши) «Мы во двор пошли гулять».
Я гуляю во дворе
(хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе
(ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь
(раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!
(поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)
«Этот пальчик — дедушка»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
"Рисование"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры : Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу и животе.
1. Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали
2. Мы черту нарисовали,
Наши пальчики устали
Мы руками потрясём,
Рисовать опять начнём.
3. Мы волну нарисовали,
4. Точки мы нарисовали,
Наши пальчики устали,
"Капуста"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры:
Мы капусту рубим, рубим, (Движения прямыми ладонями вверх, вниз)
Мы капусту солим, солим, (Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту трём, трём, (Потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем, жмём. (Сжимать и разжимать кулачки).
"Комар".
«Летит муха вокруг уха, жжж» — водим пальцем вокруг уха.»
Летят осы вокруг носа, сссс» — водим пальцем вокруг носа.
«Летит комар, на лоб — оп» — пальцем дотрагиваемся до лба.
«А мы его — хлоп» — ладошкой до лба.
«И к уху, зззз» — зажимаем кулачок, подносим его к уху.
«Отпустим комара? отпустим!» — подносим кулачок ко рту и дуем на
него, разжимая ладошку
"Паучок"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры : Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу, по коленям)
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы) растопырены, качают руками (солнце светит)
Паучок ползёт опять, (действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке. "Червячки"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Раз, два, три, четыре, пять, (идут по столу указательным и средним пальцами)
Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)
Вдруг ворона подбегает (складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз)
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!» (раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь – а червячков уж нет! (Сжимают кулачки, прижимают их к груди.)
"Шалун"
Цель:развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры : На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
"Мизинчик"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры : Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
"Пчёлки"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры : одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к ёлке.
Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в «улей»)
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке, Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят)
Раз, два, три, четыре, пять (пчёлки летают)
"В дороге".
Едем, едем мы домой на машине легковой (движения имитируют повороты руля)
Въехали на горку: хлоп! (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп! (руки через стороны вниз, присесть)