Шохина Ольга Владленовна
Пальчиковая живопись в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Владленовна Шохина
Воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «ЦРР – Д/с № 67»
Пальчиковая живопись в раннем возрасте.
«Рука – вышедший наружу мозг»
И. Кант.
С первых лет жизни элементарные виды деятельности составляют основу формирования личностных способностей, свойств и отношений к окружающему. Известно, что уровень развития личности находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
Публикация «Пальчиковая живопись в раннем возрасте» размещена в разделах
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии. Если ребенок трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа в это время «учат» глаза и мозг «видеть» осязать, различать, запоминать.
Известно, что уровень развития речи, мышления зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук : если она соответствует возрасту, то и речевое развитие и мыслительные операции детей находятся в пределах нормы.
Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовки руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Из опыта работы мы знаем, у ребенка раннего возраста еще не сформированы многие навыки. Он не умеет правильно держать карандаш и фломастер, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги. Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша, и он оставляет попытки нарисовать задуманное. Важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте. При умелой организации и учете психологических и физиологических особенностей детей рисование может стать одним из любимых занятий малыша.
Рисование, как и любое другое обучение крохи в раннем возрасте, должно быть организованно в форме игры, например, перед рисованием поставив небольшую сценку с игрушками, при этом напевая или читая стишки. Самое главное в том, чтобы заинтересовать ребенка, необходимо вызвать в нем положительные эмоции, рассмешить.
Для выполнения всех выше перечисленных условий мы в работе с детьми раннего возраста выбрали нетрадиционный прием рисования – пальчиковая живопись.
В работе с детьми раннего возраста приходит на помощь пальчиковая живопись.
Пальчиковая живопись – это печатание на листе своими пальчиками или ладошками. Это интересный и доступный вид рисования для раннего возраста. Ребенок опускает палец или ладошку в краску, ощущает ее и начинает действовать на листе бумаге. В начале, детям дают чистый лист бумаги и они свободно «рисуют» на нем, оставляя отпечатки пальцев и ладошек. В дальнейшем, детям предлагается уже какое – либо силуэтное черно-белое изображение, которое нужно дорисовать отпечатками пальцев или ладошек. В данном виде рисования легко получается изображение, понятное не только педагогу и ребенку, но и родителю. Ребенок раннего возраста радуется своему рисунку, как из черно-белого силуэта получается яркий цветной рисунок, который нарисовал он сам.
Мы пришли к выводу, что рисование в технике пальчиковой живописи необходимо включать в работу с детьми раннего возраста так, как дети выполняют интересную и посильную деятельность, орудуя естественными инструментами – своими руками. А действия с руками, пальцами способствует развитию речи, мышления и личности в целом.
Следовательно, для успешного освоения программы обучения и воспитания детей раннего возраста нами был разработан цикл образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники – пальчиковой живописи. Этот цикл рассчитан на один учебный год, что влечет за собой регулярность и систематичность работы детей в одной технике, это способствует не только овладению детьми практическими навыками, но и развитию творческой активности детей раннего возраста.
Цикл занятий пальчиковой живописью для детей раннего возраста.
Месяц Тема занятия
сентябрь 1. Красивые ягодки
2. Мухомор
октябрь 1. Осеннее дерево
2. Дождик
ноябрь 1. Ветка рябины
2. Зернышки для птички.
декабрь 1. Сколько на елочке шариков цветных
2. Новогодние хлопушки
январь 1. Следы на снегу
2. Снег идет
февраль 1. Ветка в снегу.
2. Снеговик
март 1. Мимоза для мамы
2. Бусы для мамочки.
апрель 1. Первые листочки
май 1. Одуванчики
2. Цветочная поляна
Список литературы:
1. Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. Г. Смагина.
Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ под ред. Р. Г. Казаковой-М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128с. (Серия «Вместе с детьми»).
2. Лопатина Е. Г., Игнатова М. Е.
«Я карандаш с бумагой взял…» (опыт работы по художественно – творческому развитию детей третьего года жизни в процессе рисования) – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 40с.
3. Дубровская Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках : Наглядно – методическое пособие. – СПб. : «Детство - пресс», 2006. – 32с., цв. ил.
4. Дубровская Н. В. Чудо – карандаш1. Дорисуй, раскрась, почитай: Рабочая тетрадь для обучения рисованию детей 2-3 лет. Изд. 2-е, исправленное и переработанное – Спб. : «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2004. – 32с., ил.
5. Ожегова С. А. Рядом с мамочкой сажусь, рисовать я с ней учусь: методическое пособие/ С. А. Ожегова. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 38с.
6. Разенкова Ю. А., Кудрина Т. П., Одинокова Г. Ю., Теплюк С. Н. Лепим, рисуем, творим… : Игры с детьми младенческого возраста/ Под ред. Ю. А. Разенковой. Серия: Ребенок от рождения до школы. – М. : Школьная пресса, 2008. – 176с. : ил+ цв. Вкл. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 179).