ирина воскресенская
Театрализация в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Театрализация в раннем возрасте».
На втором году жизни детям читают первые сказки: «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Взрослый сопровождает чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса, теми, интонацию, вовлекает детей в действие сказки. Например, при рассказывании Репки со словами «тянут-потянут» он обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней фразе: «Вытянули репку!» — шутливо его опрокидывает. Как показывает педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в действии сказки. Дети третьего года жизни способны участвовать в игре-драматизации, то есть импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с тем или иным движением, действием.
Темочки:
- Младшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Рассматривая вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить внимание на изображаемые персонажи, например, повторить с малышами как умывается котенок, как он изгибает спинку, спит, играет с бантиком, мяукает. В таких упражнениях начинается развитие простейшего умения – соединять движения и звук. Данные упражнения на движения и произнесение слов целесообразно проводить после чтения потешек, сказок, стихотворений.
Дети также вовлекаются в совместное рассказывание сказки, когда воспитатель говорит начало предложения, а малыши его заканчивают. Сначала взрослый рассказывает сказку, затем детям надеваются шапочки или элементы костюма (платочек, шапку, бантик и т. п.). Даже если ребенок не произнесет ни слова, он с удовольствием наденет колпак и повторит движение взрослого. Использование детских игрушек, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для таких сюжетных инсценировок приводит к научению самостоятельного рассказывания в дальнейшем.
Таким образом, «развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: пестушек, потешек, стихов и сказок». Занятия в условиях детского сада направлены на формирование у детей речевых навыков, а использование средств художественной выразительности в комплексе с другими методами развития речи позволяет решать все речевые задачи педагогического процесса. Дети постепенно (при переходе к среднему звену) подводятся к пересказыванию литературного произведения, воспроизведению текста знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним, и, наконец, самостоятельно.
Однако закрепление приобретенных речевых навыков не может быть устойчивым без включения в педагогический процесс родителей малыша. Развитие речи обусловлено общением ребенка со взрослым, поэтому задача родителей в благоприятном эмоциональном общении помогать ребенку осваивать родную речь, формировать речевые умения исходя из личного опыта (разговоры о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких). В условиях такого интегрированного речевого развития детей раннего возраста можно сделать прогноз на успешное обучение ребенка в среднем и старшем звене детского сада.