Надежда Паращенко
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
как средство развития речи у дошкольников.
В головном мозге двигательная область находится рядом с речевой и является ее частью. Развитие речи и движений происходит параллельно. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие, среди же левшей гораздо больше встречаются дети с задержкой речевого развития, т. к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Публикация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Для этого могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.
Устная речь ребенка формируется в полном объеме тогда, когда движения пальцев рук «доходят» к достаточной точности.
Когда производятся ритмические движения пальцами, у ребенка усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть работает двигательная, речевая и сенсорная зона. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для того чтобы определить уровень развития речи детей в первые годы жизни, использовали один метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Детям, которым удаются отдельные движения пальцев, – говорящие дети, пока движения пальцев не будут свободными, развития мышления и речи добиться не удастся. Так же известно, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев, это одно из лучших средством повышения работоспособности головного мозга.
Пальчиковые игры, это отражение предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В игре дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Благодаря пальчиковым играм, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все упражнения, нужно делать медленно и с показом, при этом четко произносить текст.
Развитию ручной моторики способсттвует :
Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
Нанизывание бус, бисероплетение ;
Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Правила, при проведении пальчиковой гимнастики :
1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев : сгибания и разгибания.
2. Упражнение начинается с объяснения, показывается поза пальцев и кисти.
3. От показа переходят к словесным указаниям: в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза пальцев рук
4. Начинаем медленно выполнять упражнения. Если ребенок не может самостоятельно принять правильную позу рук и выполнить движение, педагог или родитель помогает ему:
- берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним;
- или учит ребенка, самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей руки.
5. Упражнения по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить по 2-5 минут ежедневно с детьми любого возраста.
С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня они у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев. Содержание пальчиковой игры — взаимоотношения детей во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуются основная функция данного вида игры — подготовка к серьезной жизни в этом мире путем развития мелкой моторики речи. Пальчиковая гимнастика не просто игра,это средство воспитания детей младшего возраста. Взрослые должны учить детей правильно играть, заинтересовывать их.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль рук.
Прошли тысячелетия, пока развилась связная речь. На современном этапе проблема развития речи детей не вызывает сомнения не только у педагогов, но и у родителей. Ведь чаще всего задержка развития речи сказывается на общем развитии ребенка : не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое развитие ребенка. Но, если вовремя помочь ребёнку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно решить. Известны исследования современных ученых, показывающие, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. Результаты данных исследований показывают, что сила кисти правой руки дошкольников в последние несколько лет заметно снизилась. Это говорит о снижении уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры.
Причины моторного отставания у детей связаны с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру, или мультфильмы, тогда он не будет сильно отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры — это требует внимания, заботы, терпения, времени. Не каждый взрослый ждет, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт все пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок на шнурках ботинки на липучках, вместо рубашки — кофточку на молнии. Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль. Проблема характеризуется следующими факторами: затруднена речь, нет чёткого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы.
Выход один: развитие мелкой моторики рук ребенка, т. е. пальчиков. В воспитании широко используются различные игры, направленные на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речовками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений? Огромное значение для ребенка, начиная с младенческого возраста, имеет развитие пальчиков, что впоследствии сказывается на развитии мелкой моторики, речи, ведет к развитию внимания, сосредоточенности, ловкости рук. Все это, несомненно, пригодится ребенку в его последующей жизни для приобретения более сложных навыков, необходимых для полноценного развития личности. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребёнка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые ещё не стали повседневными. То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него большим достижением. Вследствие этого, пальчиковые действия переходят в игровой план: ребёнок начинает раз за разом повторять и совершенствовать движения рук. Играя пальчиками, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности. Существенная роль в развитии игр принадлежит подражательной способности ребенка повторять движения за взрослыми.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать собственными руками, тем он умнее и изобретательнее, тем он лучше творчески развит и тем тоньше воспринимает окружающий мир.