Марина Лашкина
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что движения рук, в частности, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и и дальнейшего ее совершенствования. По мнению известного философа Канта, «Рука- это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки.
Публикация «Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста» размещена в разделах
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движении, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Начала с того, что пересмотрела и прочитала всю литературу, имеющуюся в детском саду по этой теме, познакомилась с опытом работы Государственного бюджетного учреждения «Областной центр социальной помощи семье и детям «Юный нижегородец».
Четко уяснила:
• Тексты пальчиковых упражнений следует произносить максимально выразительно, то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова;
• Движения выполнять синхронно с текстом или в паузах;
• Побуждать проговаривать текст вместе со взрослыми или его помощью (по началу малышам это трудно);
• Вводить новые упражнения только после того, как малыши освоили 3-4 упражнения, таким образом может получиться интересный сюжет;
• Чаще хвалить детей, даже если на первых порах они что-то делают не совсем так;
• Самое главное: надо быть искренним в своем желании играть с малышом, не начинать игру, если ребенок раздражен или не хочет играть, а также если вы сами находитесь в данный момент в раздраженном или подавленном состоянии.
Обследовала детей, предлагала показать пальчики : один, два…И сразу было видно, что дети, которым удается повторить изолированные движения, умеют говорить; и, наоборот, если дети пока еще не разговаривают, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе, не могут делать отдельных движений. В первом полугодии дала детям возможность действовать с разнообразными мелкими предметами: шариками, колечками, вкладышами, палочками, перекладывать, перебирать, перекатывать.
Показала детям способы массажа кисти руки поглаживание, растирание, сжимание в кулачок, разжимание. Учила напрягать и расслаблять пальцы. Чтение потешек, пение песенок сопровождала движениями рук. Например, показывала, как двумя руками манили птиц, как пальчиками сыпали им зернышки, как клевали птички.
Показывала, как встает солнышко (поднимала руки высоко вверх и широко растопыривала пальчики). Дети охотно повторяли эти движения, но качество выполнения, конечно, было разным.
Разучили игры-пляски «Где же наши ручки?». Исполняя пляску, дети сначала прячут руки за спину, а затем показывают руки, вращая ладошками.
«Все захлопали в ладоши» - в пляске дети хлопают в ладоши, поднимают руки вверх, вращают кисти рук, стучат ладошками по коленочкам.
Очень нравятся «Ладушки», «Сорока - Сорока», где дети и стучат кулачками, и «варят» кашку - водят одним пальчиком по ладошке и складывают ладошки вместе - «спят», потому что ладушки устали.
А затем перешла непосредственно к пальчиковой гимнастике. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
«Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем. «Моя семья», «Мой малыш», «Встали пальчики» - все эти упражнения сопровождаются словами, детям они очень нравятся, обычно малыши стараются все выполнить и чем больше тренировки, тем пальчики делаются послушнее.
Любят дети упражнения, с помощью которых можно изобразить животных, показать их яркую особенность:
• «Коза рогатая» (рожки)
• «Гусь» (длинная шея, клюв)
• «Зайка» (ушки)
• «Петушок» (гребешок)
А так же доступны пониманию предметы:
• домик и его части (крыша, окно, замок)
• мостик
• дерево
• бегущий человечек.
А вот наши любимые сюжеты:
1. Летела сова
Летела сова,
Веселая голова.
Летела-летела,
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
И опять полетела.
2. Строители
Я стучу, стучу, стучу
Сто гвоздей заколочу
Буду строить дом, дом
Будем жить все вместе в нем.
3. Рисование
Можно рисовать на столе, коленях, полу…
Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали
Мы руками потрясем,
Рисовать опять начнем.
Мы черту нарисовали…
Мы волну нарисовали…
Точки мы нарисовали…
«Маленькая мышка»
Маленькая мышка
По городу бежит
Глядит ко всем в окошко,
И пальчиком грозит.
А кто не лег в кроватку?
А кто не хочет спать?
Такого непослушного я буду щекотать.
4. Ладошка
Твоя ладошка – то пруд,
По ней кораблики плывут.
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать.
Твоя ладошка, как окно.
Его помыть пора давно.
Твоя ладошка, как дорожка,
По дорожке ходят кошки.
5. Паучок
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
6. Шарик
Надуваем быстро шарик
Он становится большой
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –
Стал он тонкий и худой!
7. Мышка
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку она глядит,
На заборе кот сидит.
8. Кораблик
По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека,
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты.
В конце этой игры можно спросить у ребенка: Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки
9. Лодочка
Две ладошки я прижму,
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья,-
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
10. Дом
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Солнце было, дождик шел
И цветок в саду расцвел.
11. Елочка
Вот перед нами елочка
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики.
Звездочки и свечки.
Зайчики и человечки.
12. Варись кашка
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке,
Варись поскорее.
Булькай веселее
Варись, кашка сладка
Из густого молока,
Из густого молока
Да из мелкой крупки…
У того, кто кашку съест
Вырастут все зубки.
13. Моя семья
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама.
А это – я.
Вот и вся моя семья.
Пальчиковую гимнастику мы используем как часть занятия или просто когда нам хочется поиграть, повеселиться, но стараемся обязательно делать каждый день.
Детям эта работа нравиться, они уже начали показывать свои умения друг другу и своим родителям, а чтобы родители смогли понять, что именно им демонстрируют малыши и помочь в выполнении (а если захотят, и научить новым упражнениям, мы приготовили для них ширму, где показали и описали около десятка упражнений. Самым любопытным и активным предложили книжки, где описаны упражнения и техника их выполнения, а так же статьи о пользе пальчиковой гимнастики.
Литература
1. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Савина Л. П. издательство Родничок,Москва,1999г
2. «Самые маленькие в детском саду» В. Сотникова, издательство Линка-Пресс, Москва,2005г
3. Методическое пособие для родителей «Наши пальчики шагают» ГБУ ОЦСПСД «Юный нижегородец», 2014г.
4. Занятия с малышами в детском саду. К. Белая, издательство Линка-Пресс, Москва,2004г.