Любовь Шабалкина
Доклад «Пальчиковая гимнастика с ручкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему : "Пальчиковая гимнастика с ручкой".
Учитель-логопед: Шабалкина Л. А.
Пальчиковая гимнастика с ручкой.
Пальчиковая гимнастика с ручкой направлена на то, чтобы помочь детям подготовиться к освоению процесса письма в школе. Основной задачей этой гимнастики является не расслабление руки во время письма, а воспитание у детей выносливости мелких мышц пальцев доминантной руки.
Публикация «Доклад „Пальчиковая гимнастика с ручкой“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Процесс письма зависит от умения управлять мышцами кисти руки. Качественное управление мышцами может быть только при определё нных условиях:
1. При умении ощущать движения мышц;
2. При достаточной эластичности, растянутости мышц;
3. При хорошей переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцированного торможения в коре головного мозга;
4. При осознанном выполнении движений;
5. При хорошем зрительно - моторном контроле.
Все эти условия взаимозависимы. Чтобы действия были легко переключаемы, мышечные волокна должны быть эластичными, растянутыми только при хорошей эластичности мышцы кисти руки могут вовремя реагировать на сигналы из коры головного мозга для выполнения необходимого движения кистью руки и пальцами, удерживающими во время процесса письма.
На фоне известных разработанных рекомендаций для развития ручной умелости и всевозможных пальчиковых упражнений предлагаемая пальчиковая гимнастика с ручкой имеет свои отличительные особенности.
Они заключаются в следующем:
1. Создание мотивации перед разучиванием всего блока упражнений с ручкой.
2. Создаётся умеренная дополнительная нагрузка при удержании ручки во время упражнений, что положительно влияет на систему кровообращения.
3. Каждому упражнению даётся название, которое дети должны запомнить и соотнести его с картинкой, которая служит для более лёгкого запоминания упражнения.
4. Пальчиковая гимнастика с ручкой начинается с разогрева мышц кистей рук с помощью самомассажа.
5. Массажёром служит ручка, с её помощью во время самомассажа не только разогреваются мышцы, но и разминаются все суставчики.
6. Взрослый при разучивании и повторении упражнения должен всякий раз давать установку прилагать мышечное усилие, что создаёт ощущение напряжения в мышцах, вследствие чего вырабатывается их сила. Повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает мышечную силу.
7. Постоянная установка на отведение до отказа пальцев (особенно большого) развивает растяжку мышечных волокон.
8. В каждом упражнении присутствует осознанный момент для переключаемости движений.
9. В каждом упражнении удержание ручки воспитывает дополнительный навык умения управлять мышцами.
10. Осуществление даже только одного разогревающего самомассажа ручкой помогает быстро снять усталость мышц. Самомассаж ручкой оказывает воздействие на все суставы кистей рук и повышает биологическую активность кровообращения.
11. Проведение пальчиковой гимнастики на уроке или занятии является фрагментом этого урока или занятия.
Проведение гимнастики с ручкой должно быть подчинено единым законам построения:
I. Самомассаж ручкой.
II. Основная часть.
1. Выполнение упражнения доминантной рукой:
а) узнавание упражнения по символической картинке и названию;
б) словесная инструкция взрослого;
в) обязательное напоминание прилагать мышечное усилие;
г) обязательное напоминание до отказа отводить пальцы кисти рук
(особенно большой палец);
д) повторение упражнений в соответствии с дозировкой;
е) увеличение темпа по мере усвоения навыка движений.
2. Выполнение другой рукой.
III. Расслабление кисти руки после каждого упражнения (без ручки, ручка кладётся на стол).
12. При проведении пальчиковой гимнастики осуществляется установка на индивидуальный дифференцированный подход. Если у детей запотели ладошки, то их необходимо расслабить и прекратить гимнастику.
13. Пальчиковую гимнастику с ручкой оправдано выполнять не на одном уроке в качестве его фрагмента, а хотя бы на двух уроках. Повторение упражнений с отдалением во времени не перегружает, а поддерживает мышцы и эмоции ребёнка в тонусе, влияя на обменные процессы, что очень важно в период формирования организма.
14. Для детей 6-7 лет в свободное от уроков время продолжительность пальчиковой гимнастики может доходить до 8 - 9 минут с учётом расслабления рук после каждого упражнения и дозировки упражнения.
15. Количество упражнений учитель регулирует самостоятельно. Ограничителем количества упражнений служит появление лёгкой усталости кисти руки. Лёгкая усталость служит показателем мышечной нагрузки. Сильная - признак переутомления.
Ручка во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательный предмет.
Ручка устала немного писать, Хочется ручке со мной поиграть.
Практическая часть.
Самомассаж.
Самомассаж будет наиболее эффективен, если ручка с гранями как карандаш.
Самомассаж ладоней.
Соединить между собой ладони пальцами вперёд. Ручка находится между ладонями вертикально и выполняет функции массажёра.
Перемещать ладони вперёд - назад, передвигая ручку только по мягкой части ладони.
От этих «плавающих» движений осуществляется энергичный прилив крови к внутренним поверхностям ладоней. Дозировка до 5 движений с ориентировкой на доминантную руку.
Самомассаж кончиков пальцев.
Чтобы осуществить разминание мелких мышц кончиков пальцев нужно взять вертикальную ручку подушечками большого и указательного пальцев доминантной руки.
Перетирающими движениями кончиков пальцев перекатывать ручку туда -сюда, слегка нажимая на ручку.
Ручка - массажёр разминает мелкие мышцы кончиков пальцев, обеспечивая прилив крови. Дозировка движений до 4-х раз. Далее аналогично осуществляется самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, потом большого и безымянного. Дозировка та же.
Самомассаж, а также все дальнейшие гимнастические упражнения следует проводить сначала для одной руки, а потом для другой, с целью симметричного развития мышц пальцев рук.
«Лягушка» (картинка).
Положение №1. ручка просунута между пальцами так, что средний и безымянный находятся под ручкой. Ладонь сжимается в «прыжке», напоминающем прыжки лягушки.
Дозировка: повторить 3-4 раза. Кисти рук стряхнуть. Повторить то же самое другой рукой.
«Качели» (картинка).
Ладонь лежит на столе. Ручка просунута горизонтально между пальцами (позиция №1). Нажимать попеременно то указательным, то мизинцем на концы ручки. Движения напоминают катание на качелях, устроенных из длинной доски на земле.
Дозировка: повторить 2-3 раза.
«Дудочка».
Взять перед собой ручку кончиками пальцев обеих рук, как обычно держат дудочку. Имитируя игру на дудочке, поднимать и опускать пальцы в непроизвольном порядке, хаотично.
Дозировка: произвольная. Расслабить кисти рук после выполнения упражнения.
«Дворник».
Ручка удерживается между пальцами в позиции №1. слегка опираясь большим пальцем на крышку стола, остальными пальцами совершать движения, напоминающие подметание веником мусор со стола.
Дозировка: 5 раз. Потом повторить другой рукой. Стряхнуть кисти рук.
Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования.
Пальчиковая гимнастика с рукой.
Тамбов 2001 г.