Юлия Медведева
Проект «Юные экспериментаторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Проект „Юные экспериментаторы“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Наблюдая за детьми в группе, я заметила, что не все дети проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности, не все дети активно принимают участие в играх-экспериментах. Их не всегда привлекает внесенный новый предмет обследования. Исходя из этих наблюдений, я решила с этой подгруппой детей более углубленно заняться детским экспериментированием.
Проблема:
У детей нет интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза:
Если разработать и реализовать систему деятельности, включающую организацию развивающей предметно-пространственной среды для проведения детского экспериментирования, разработку и реализацию плана игр-экспериментов с детьми, разработку и реализацию плана просветительской работы с родителями, и включение их в образовательную деятельность по детскому экспериментированию, то у детей появится интерес к познанию и исследованию.
Цель:
Формирование интереса детей раннего дошкольного возраста к познанию и исследованию.
Задачи:
-Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, песка, бумаги.
-Развивать их собственный познавательный опыт.
-Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
-Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
-Пополнить уголок экспериментирования дидактическими материалами.
-Активно включать родителей в образовательный процесс.
-Организовать тесное сотрудничество родителей и воспитателей по теме проекта.
Вид проекта : Информационно - исследовательский.
Тип проекта : долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Этапы работы по проекту :
1 этап: Констатирующий (срок с 2 февраля-16 февраля.)
-Индивидуальные беседы, подбор литературы, целеполагание, написание плана проекта.
-Подбор опытов по данному возрасту.
-Организация развивающей предметно-пространственной среды.
2 этап: Основной (формирующий, (срок с 16 февраля-15 мая.)
-Реализация плана мероприятий по проекту.
3 этап: Заключительный (срок с 18 мая-31 мая.)
Подведение итогов деятельности по проекту. Анализ результатов. Прогноз на будущее. Презентация проекта.
Предполагаемый результат:
-Дети знакомы с некоторыми свойствами воды, песка.
-У детей развит познавательный опыт.
-Пополнен уголок экспериментирования.
-Родители активно включены в образовательный процесс.
-Организовано тесное сотрудничество воспитателей и родителей по теме проекта.
Ресурсное обеспечение:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
-ФГОС ДО.
-Основная образовательная программа ДО.
2. Научно-методическое обеспечение: методическое сопровождение старшим воспитателем.
3. Кадровое: воспитатели, родители.
4. Финансовое обеспечение: не требуется.
5. Материально-техническая база: уголок экспериментирования, развивающая среда по познавательному развитию.
6 . Информационное обеспечение: интернет, периодические печатные издания.
7. Время: В течение режимных моментов.
План мероприятий по реализации проекта
Сроки проведения Название мероприятия Задачи
Используемый материал и оборудование
Взаимодействие с детьми
февраль «Снежок порхает, кружится» зима Рассказать и показать детям, что кучка снега состоит из множества снежинок. Расширять знания детей о признаках зимы. Ведерки (маленькие) со снегом, формочки, совочки.
февраль «Снеговик в гостях у ребят»
Показать детям свойство снега: липкий. маленький снеговик в ведре.
март «Волшебница – вода»
Разучивание потешки «Водичка-водичка» Показать детям, откуда течет вода, воспитывать у них бережное отношение к воде.
март «Постираем кукле платье»
Дидактическая игра «Налей-не пролей» Познакомить детей с таким свойством воды, как температура, подвести к пониманию того, что вода бывает холодной, теплой и горячей.
Учить детей переливать воду из разных емкостей не проливая ее. Таз с теплой и холодной водой, одежда куклы.
Посуда разного объема и формы.
апрель «Льдинки для зверят»
Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Познакомить со свойством воды: превращается в лед.
Развивать мелкую моторику рук. формочки из донышек пластиковых бутылок 10-15 шт., вкладыши из-под шоколадных конфет, нитки, стакан с прозрачной водой, разноцветная гуашь
апрель «Песок. Свойства песка»
Игра на прогулке «Строительство зоопарка».
.Познакомить детей со свойствами песка (сухой песок светлый и сыпется, а мокрый - темный и лепится).
Песок, формочки для песка.
май «Волшебный песок»
Рисование на песке «Чудесные превращения круга и квадрата» Учить детей сравнивать свойства сухого и мокрого песка (сухой песок сыпется, легкий, на нем рисуется хуже, а мокрый песок - не сыпется, тяжелый, на нем рисуется лучше).
Развивать фантазию и воображение детей. Песок сухой, мокрый. Палочки для рисования по песку.
май «Сокровища природы»
Дидактическая игра «Найди для солнца лучики» Показать детям прием крепления разнообразных предметов к бумаге, создавая при этом интересные композиции, развивать мелкую моторику.
Листы бумаги, прищепки, пластилин
Взаимодействие с родителями:
Форма работы. Тема. Сроки проведения.
Индивидуальные беседы. Значение экспериментальной деятельности для детей Февраль
Папка-передвижка. Игры с водой и песком. Это интересно. март
Картотека по экспериментированию с детьми. Игры-эксперименты апрель
Наглядная консультация для родителей. Экспериментируйте с детьми дома май
Литература:
1. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников/О. А. Новиковская. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ, 2008.