Елена Панфилова
Ознакомления старших дошкольников с охраняемыми объектами животного мира Еврейской автономной области
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 24»
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Экологическое воспитание
старших дошкольников в процессе ознакомления с охраняемыми объектами животного мира Еврейской автономной области
Биробиджан, 2018
Аннотация
Публикация «Ознакомления старших дошкольников с охраняемыми объектами животного мира Еврейской автономной области» размещена в разделах
Познавательный интерес к окружающему и максимально положительная эмоциональная насыщенность оптимально реализуется в экологическом воспитании дошкольников, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности.
Знания о природе, предложенные дошкольникам, представляют не сумму разрозненных фактов, а взаимосвязанную, последовательную цепочку представлений, раскрывающих наиболее важные закономерности природного мира.
Опыт работы по социальному партнерству с сотрудниками ОГКУ «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий ЕАО» в лице директора Юрия Александровича Панина, госинспектора по охране животных Натальей Владимировной Заболотиной, а также представителями студенческой дружины охраны природы при государственном природном заповеднике «Бастак» имеет выраженную региональную направленность, и позволяет сформировать у старших дошкольников активную позицию в сохранении окружающей среды Дальнего Востока России.
Предложенные материалы экологического лектория предназначены для воспитателей и педагогов дополнительного образования детских садов, занимающихся экологическим образованием.
Пояснительная записка
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
В. В. Остапенко
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая является доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Идея экологии в воспитании не является в педагогике чем – то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Для становления экологического мировоззрения дошкольников необходимо создание образовательного пространства, где эта работа ведется всеми участниками согласованно, систематически и ориентирована на единые экологические ценности. Данное формирование возможно только через непрерывный образовательный процесс, включая все ступени образовательной системы, в котором огромное значение имеет дополнительное экологическое образование, призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального, духовного и физического развития средствами природы.
Современный детский сад – социально – педагогическая система, взаимодействующая с большим количеством организаций, предприятий и учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства. Наш детский сад – открытая социальная система. Один из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом как главного направления дошкольного образования, от которого в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного учреждения дает дополнительный импульс для духовно – нравственного развития и обогащения личности ребенка.
Одновременно этот процесс:
- способствует росту профессионального мастерства всех педагогов детского сада;
- поднимает статус дошкольного учреждения;
- указывает на особую роль ее социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. В конечном итоге это и ведет к повышению качества дошкольного образования.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять образовательную среду.
Интересной и эффективной формой работы по экологическому воспитанию дошкольников является проведение природоохранных бесед и социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками Дирекции по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий Еврейской автономной области. Данное взаимодействие способствует образованию первичных природоведческих представлений у детей, формированию субъективного отношения к природе на основе познавательных интересов, развитию наблюдательности, терпения, внутреннего спокойствия. Живое взаимодействие с объектами и явлениями природы помогает детям увидеть красоту природы, испытать глубокие переживания, которые способствуют развитию эстетических чувств.
Для детского сада в условиях реализации ФГОС ДО очень важно привлекать к воспитательно–образовательному процессу все дополнительные образовательные ресурсы. Одним из таких ресурсов и стал ОГКУ «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий ЕАО», чьи возможности для решения задач экологического образования дошкольников еще не до конца осознаются и используются дошкольными образовательными учреждениями.
Экологические интерактивные беседы с сотрудника Дирекции Заболотиной Натальи Владимировны с детьми подготовительных групп детского сада позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения экологических проблем и применением их на практике. В рамках сотрудничества с детьми планируются выставки детских рисунков, изготовление плакатов в защиту животного мира, мультимедийные презентации, знакомство с былинами и сказками, экологические праздники, просмотр мультфильмов приурочены к каким – либо экологическим датам и событиям. Дошкольники знакомятся с особенностями обитания и жизни животных региона в разное время года.
Благодаря сложившейся системе взаимодействия, которая постоянно совершенствуется, педагоги дошкольного учреждения имеют возможность расширить знания в области экологии, получить квалифицированную методическую помощь. Данные социальные связи позволяют использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать природоохранные задачи, тем самым повышать качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО.
Основной материал
Программа экологического лектория расчитана на детей подготовительных групп и сохраняет преемственность в части раздела программы «Природное окружение. Экологическое воспитание». Содержание лектория, в основу которого положен региональный компонент, призвано обеспечить воспитание у ребенка – дошкольника гуманного отношения к природе. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. Мир природы выступает как предмет изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на детей. Занятия связаны между собой одной идеей и подходами. Особенности лектория – игровой характер, открытость и вариативность.
Планирование занятий
Календарно-тематический план
Сентябрь
№
Тема занятия Познавательно-развлекательный компонент
Мелкая моторика Природоохранные мероприятия
1. Всемирный день журавля Подборка документальных видео фильмов о журавлях;
мультфильм «Лиса и журавль» Раскраска «Журавль»,
оригами «Японский журавлик» Экологический час «День журавля» (Изготовление и запуск бумажных журавликов)
Октябрь
2. «Красная книга ЕАО. Животные»
(Животные, занесенные в Красную книгу ЕАО;
причины исчезновения и сокращения численности животных;
охрана редких животных на территории области) Подборка документальных видео фильмов о животных «Зов тайги» :
«Бабочка и вампир»,
«Тигрята и первый снег», видео о куторе (землеройке) и амурском полозе Раскраска «Тигренок» Экологический проект «Амурский тигр»
Ноябрь
3. Зимующие птицы области. Синички Подборка документальных видео фильмов о синицах Обведение по точкам, раскрашивание силуэта «Синичка» Изготовление кормушек, развешивание их на территории садика
Декабрь
4. Живая ёлочка - живая планета Мультфильм про ёлочку Раскраска «Ёлочка» Природоохранная акция «Берегите ёлочку»
Январь
5. «По лесу на каблучках»
(копытные животные области : лось, изюбрь, косуля, кабарга). Подборка документальных видео фильмов по теме.
Мультфильм «Олень и волк» Обведение по точкам «Лось» Рассказы детей с использованием объемного лото «В лесу зимой»
Февраль
6. «Красная книга ЕАО. Птицы»
(Птицы, занесенные в Красную книгу ЕАО;
причины исчезновения и сокращения численности птиц, охрана редких птиц на территории области) Подборка документальных видео фильмов по теме
Раскраска «Чёрный аист» Эвристическая беседа «По страницам Красной книги»
Март
7. Аисты Дальнего Востока Подборка документальных видео фильмов по теме
Мультфильм «Аист» Раскраска «Дальневосточный аист» Экологический праздник «Аист на крыше — мир на земле»
Апрель
8. На людей доверчиво глядят все цветы…
(Растения, занесённые в Красную книгу ЕАО) Мультфильм «На лесной тропе»
Выкладывание цветов из мозаики Изготовление книжек – малышек «Цветы глазами детей»
Май
9. Первоцветы
«Подснежники Дальнего Востока,
бережное отношение к растениям в природе» Мультфильм «Ночной цветок»
Раскраска «Подснежники» Тематический досуг «День подснежника»
Июнь
10. Ягодная корзинка
(костяника, голубика, земляника, клюква, брусника, жимолость, барбарис) Мультфильм «Дудочка и кувшинчик».
Раскраска «Ягоды» Экологический проект «Удивительные ягоды»
Июль
11. «Грибное лукошко»
Отличие съедобных от ядовитых грибов,
правила сбора и хранения грибов,
оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы, занесенные в Красную книгу. Мультфильм В. Сутеев «Под грибом».
Раскраска «Съедобные и ядовитые грибы» Беседа «Грибы приглашают в гости»
Август
12. Сохраним жизнь каждому! Подборка документальных видео фильмов о тиграх.
Мультфильм «Тигрёнок на подсолнухе» Оригами «Охраняемые животные» Экологический брейн-ринг «Сохраним землю – сохраним жизнь»
Ожидаемый результат:
1. У детей сформировался интерес к экологии, как к науке.
2. Педагоги освоили новые формы сотрудничества с социумом.
3. Все участники образовательного процесса оценили эффективность социального партнерства.
Список используемой литературы
1. Тигр амурский и биоразнообразие Уссурийской тайги: Учебно-методическое пособие с электронным приложением/ Сост. А. Э. Врищ. – Владивосток: Издательство ПИППКРО, 2010
2. Красная книга Еврейской автономной области/ ООО «Поликом», 2004
3. Тигр амурский на юге Дальнего Востока: Учебно-методическое пособие с электронным приложением/ Сост. А. Э. Врищ. - Владивосток: Издательство ПИППКРО, 2016
4. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2008 (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»)
5. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 5, 2018