Ольга Валерьевна Аксёнова
Ознакомление детей со слоговым строением слова
▼ Скачать +Заказ
В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог». Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.
На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова. Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги». Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.
Публикация «Ознакомление детей со слоговым строением слова» размещена в разделах
Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова.
Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям.
Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове. При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и на зрительное, а также тактильно-мышечные ощущения. Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной посередине небольшой вертикальной черточкой:
Педагог указкой ведет по схеме, а дети хором произносят слово по частям. Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей, и только потом слова односложные, поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова.
На протяжении всего обучения используются следующие приемы:
• Количественный и порядковый счет слогов в слове;
• Подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова;
• Схематическое изображение слогового состава слова;
• И так далее.
В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка – Md-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью.