Александра Игнатьева
Ознакомление дошкольников с трудовой деятельностью взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЗРОСЛЫХ
В XXI веке огромное количество профессий. Большинство детей школьного возраста имеют смутные представления о них. Некоторые дошкольники не знают кем и где работают их близкие. Дети не спрашивают у своих родителей об их деятельности, не задают вопросов, да и сами родители не всегда делятся с детьми. Однако, даже побывав на месте работы взрослых они не понимают сути их деятельности.
Публикация «Ознакомление дошкольников с трудовой деятельностью взрослых» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Ребенок дошкольного возраста должен обладать первичными представлениями о профессиях взрослых. Дошкольнику нужно объяснить и рассказать кем работают его мама, папа, бабушки и дедушки. Рассказать о специфике их профессий. В то же время родные, близкие люди должны интересоваться и спрашивать, кем ребенок хочет стать, когда вырастет.
На сегодняшний день перед педагогами стоит множество сложных задач. Одними из таких являются знакомство детей с профессиями, которые востребованы в будущем; привитие им желания стать профессионалами в своём деле.
Профессии в современном обществе – это система, которая является динамичной, сложной и постоянно развивающейся. Например, если несколько лет назад детей знакомили с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на сегодняшний день этих знаний недостаточно. Появляются новые инновации, новые требования. Детей необходимо знакомить с новыми, современными профессиями: эколог, менеджер, программист, логист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и многие другие.
Несмотря на важность исследуемой проблемы в педагогике практически не разработана система формирования знаний и представлений дошкольников о профессиях взрослых. В ХХ веке исследованием проблемы формирования у детей представлений о профессиях взрослых занимались : И. Д. Власова, Г. И. Григоренко, Г. И. Жуковская, В. В. Кондратова, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, А. Ш. Шахманова.
Главной идеей являлось то, что, если дошкольников ориентировать на явления общественной жизни, дать информацию о профессиях и о трудовой деятельности, систематически закреплять знания, то у ребенка можно сформировать представления о профессиях.
Исследованием способов формирования у детей представлений о профессий занимались: С. П. Крядже, В. И. Логинова, Л. А. Маширина, Д. Б. Эльконин, В. Н. Парамзин. Ученые утверждают что, если использовать целесообразные методы, средства, приемы при ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями взрослых, то их можно нацеливать на овладение трудовыми процессами и ориентировать на будущую деятельность.
Так, В. Г. Нечаева утверждает, что при грамотном сочетании приемов воспитателем, можно довести до сознания детей содержание о той или иной профессиональной деятельности взрослых. Особое внимание следует уделять живым образам и самому процессу трудовой деятельности. В ходе бесед воспитатель может уточнять, закреплять, дополнять информацию, которая была получена в процессе различных форм детской деятельности.
В детской литературе можно найти большое количество произведений посвященных труду. Благодаря им можно дать детям новую информацию о профессиях, а также закрепить полученные ранее знания. Например стихотворения В. Степанова «Шофер», «Машинист», «Каменщик», «Маляр», Б. Заходера «Строители», А. Жарова «Пограничник», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» учат бережно относиться к труду взрослых, помогут понять значимость трудовой деятельности.
Дети дошкольного возраста знают профессии по названиям, у них есть неопределенное и ситуативное представление о них. Поэтому педагогу необходимо систематически работать с дошкольниками по формированию положительного отношения к труду. Занятия должны проходить в игровой форме. Например, ребенок водит машину «как папа», готовит и убирается «как мама», лечит «как доктор». Ребенок обладающий разнообразной и богатой информацией о профессиях легче адаптируется к школьной деятельности.
Детей необходимо знакомить с видами профессий с дошкольного возраста. Это помогает ориентироваться в окружающем мире, пробуждает интерес к профессиональной деятельности, формирует уважительное отношение к труду и бережное отношение к вещам, обогащает словарный запас.
Список литературы:
1. Алимова, Г. К. Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях / Г. К. Алимова // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 392-394.
2. Воспитание дошкольника в труде / [В. Г. Нечаева и др. ]; под ред. В. Г. Нечаевой. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 1983. – 208 с.
3. Кузовкова, Ю. С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте / Кузовкова Ю. С. // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 3 (98). – С. 98-105.
4. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова. – Москва : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.