Надежда Слепокурова
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3 г. ЛИПЕЦКА
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Данная консультация направлена на уточнение и систематизацию знаний воспитателей по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых в условиях реализации ФГОС.
Подготовила:
воспитатель Слепокурова Н. А.
План:
1. Вступление
2. Содержание работы по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Публикация «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
3. Примерное содержание воспитательно – образовательной работы по ознакомлению детей с трудом взрослых.
4. Формы работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых.
5. Оснащение предметно – развивающей среды по ознакомлению детей с трудом взрослых.
6. Советы педагогу ознакомлению детей с трудом взрослых
7. Литература.
Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние, труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду. Общественные мотивы должны играть в воспитании трудолюбия преобладающую роль. Труд для других, для общества, частью которого являешься и ты, оказывает благотворное влияние на формирование личности. Он приносит глубокое моральное удовлетворение, сознание своей нужности, необходимости, вдохновляет человека на большие свершения, поднимает его в собственных глазах.
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.
«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…»,– пишет В. И. Логинова
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
2 -3 года
• Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
• Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., зачем он выполняет те или иные действия.
• Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
3 – 4 года
• Дети знают, что все люди трудятся.
• Уважительно относятся к тем, кто работает (заботятся о детях, делает игрушки, мебель и прочие предметы).
• Знакомятся с предметами ближайшего окружения; бережно относятся к ним; любуются, выделяя ярко выделенные свойства и качества.
• С помощью взрослого устанавливают связь между целью и результатом трудового процесса.
• В процессе игры в повседневной жизни подражают взрослым.
4- -5 лет
• Дети продолжают узнавать о труде людей, о некоторых профессиях. Уважают тех, кто трудиться, понимают цель их труда, стараются помочь взрослым в их повседневном труде.
• Продолжают знакомиться с предметами ближайшего окружения, их названиями, назначением; материалами из которых они сделаны; свойствами, качествами, особенностями строения. Способами использования, правилами обращениями с предметами.
• Узнают о значении бытовой техники. Любуются красотой предметов, оригинальностью формы; устанавливают связь между назначением предметов и материалам, из которых они сделаны, классифицируют предметы. (посуда, мебель).
• Бережно относятся к окружающим их разнообразием предметов.
• Имеют представление о структуре трудового процесса, выделяют цель, трудовые действия, и результат. знают. что цель труда определяет, какие необходимо взять предметы, материалы. Инструменты, для выполнения трудовых действий и получения результата.
• Стараются научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помочь взрослым, стараются подражать труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.
5 – 7 лет
• Дети расширяют представления о различных видах труда (производство, строительство, сельское хозяйство, школа, больница, театр); - это деятельность в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины; облегчающие труд, ускоряют получение результата, улучшающие качество.
• Понимают значимость труда людей в непосредственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился? Кто построил этот дом). самостоятельно приобретают знания о труде из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.).
• Знают правила общения с инструментами и бытовой техникой.
• Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения самолетостроения, ракетостроения и др.
• Имеют общие представления о труде взрослых.
• Испытывают чувство уважения и благодарности к людям создающих разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказать помощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе.
• Имеет представление о структуре трудового процесса, умеют вычленить ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса.
• Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношения людей труда, о культуре труда в сюжетно- ролевые игры, и в свой труд.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.
2- 4 года
Ознакомление с трудом взрослых 4 раза в месяц со всеми детьми.
Ознакомление с трудом взрослых
Содержание деятельности Основные задачи Воспитательные задачи
Наблюдение за трудом : младшего воспитателя (моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Наблюдение за трудом дворника (подметает двор, убирает снег);
Сюжетно – ролевые игры
Формировать умения выполнять несколько действий с одним предметом; переносить знакомые действия с одного предмета на другой; выполнять с помощью взрослых несколько игровых действий объединенных одним сюжетом. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит);
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия : Воспитывать уважения к труду, взрослых, результатах их труда.
Развивать наблюдательность, любознательность, стремление подражать взрослым;
3 – 4 года
Ознакомление с трудом взрослых 4 раза в месяц со всеми детьми.
Ознакомление с трудом взрослых
Содержание деятельности Основные задачи Воспитательные задачи
Наблюдение за трудом : младшего воспитателя;
медсестры;
шофера.
Экскурсии в прачечную, наблюдение за процессом глажения белья;
Наблюдение за трудом дворника.
Наблюдение за трудом продавца.
Рассматривание иллюстраций с изображением работающих людей.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».
Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых.
Дать конкретные представления о труде взрослых, общественной значимости труда.
Закрепить представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах, и материалах необходимых для работы. Воспитывать уважения к труду, взрослых, результатах их труда.
Развивать наблюдательность, любознательность, стремление подражать взрослым;
4 – 5 лет
Ознакомление с трудом взрослых 4 раза в месяц со всеми детьми.
Ознакомление с трудом взрослых
Содержание деятельности Основные задачи Воспитательные задачи
Наблюдение за трудом : младшего воспитателя;
повара
медсестры;
Наблюдение за грузовым и общественным транспортом; за трудом взрослых по благоустройству территории: ремонту, строительству, окрашиванию, озеленению уборка;
Наблюдение за трудом продавца.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением людей разных профессий.
Чтение художественной литературы о труде взрослых. Показ презентаций на данную тему. Заучивание пословиц, поговорок о труде. Беседы о труде взрослых. Дидактические игры.
Изображение в рисунках представлений о труде взрослых.
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Кафе», «Больница», «Автобус», «Самолет», «Театр», «Ферма». Дать конкретные представления о труде взрослых, общественной значимости их труда;
Развивать интерес к жизни и деятельности окружающих людей.
Закреплять представления о руде взрослых, о трудовых действиях, результатах и качестве труда, названиях оборудования, технических инструментов, материалов необходимых для работы,
Дать представление о почте, ее назначении.
Знакомить с процессом работы людей различных профессий, развивать стремление отражать в изобразительной деятельности знания о труде взрослых.
Развивать наблюдательность, умение отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.
Воспитывать на примерах труда взрослых, дружелюбие взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства, уважение друг к другу результатам труда.
5- -7 лет
Ознакомление с трудом взрослых 2 раза в месяц со всеми детьми.
Ознакомление с трудом взрослых
Содержание деятельности Основные задачи Воспитательные задачи
Экскурсии в школу
Экскурсия в ателье
Посещение кинотеатра
Знакомство с трудом животноводов
Сюжетно - ролевые игры:
«Аэропорт», «Корабль», «Космонавт» «Пограничники», «Полярники», «Путешественники»,
«Дорожное движение», «Поликлиника», «Театр», «Завод», «МЧС», «Ателье», «Оркестр», «Ферма», «Универсам» «Кафе». Формировать обобщенные знания о труде взрослых. О социальной значимости труда людей.
Расширять знания о механизмах оборудовании, инструментах облегчающих труд.
Утонить представления о работе различных видов транспорта о их назначении, о специфике работы водителей на разных видах транспорта, о труде полицейских.
Уточнить представления о труде работников связи, о профессиях (почтальон, кассир, приемщик посылок,, бандеролей, о функциях которые выполняют представители этих профессий, о материалах, оборудование, которыми пользуются.
Закрепить представление о труде парикмахеров, о специфике их работы, оборудовании и материалах,, необходимых им для работы.
Уточнить представления о труде работников торговли, о разных продовольственных, промтоварных торговых точках.
Закрепить знания о работе учителей.
Уточнить представления о труде работников ателье.
Закрепить представления о труде работников кинотеатров.
Расширять знания о труде людей, живущих в сельской местности.
Знакомить с сезонными работами людей, живущих в селах (весной пашут землю, сеют хлеб, сажают овощи, кустарники, деревья; летом трудятся на полях, садах, на сенокосе; зимой выращивают рассаду в парниках).
Подводить к пониманию взаимосвязи сельскохозяйственных работ в разное время года и их влияние результат труда (правильно и вовремя проведены зимние и весенние работы – будет хороший урожай).
Дать представление о том, что на результат сельского труда оказывает влияние погодные условия.
Учить понимать взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий (рабочие в городах на заводах изготавливают сельскохозяйственную технику, перерабатывают продукцию, которую поставляют жители села и т. д.);
Развевать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной деятельности.
Уточнить представления о профессиях, учит отражать знания о профессиях, впечатления об отношениях взрослых в процессе игрового и трудового общения.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Игровая деятельность:
• Сюжетно - ролевые игры;
• Дидактические игры;
• Музыкальные, хороводные, драматизация, театральные и т. д.
Коммуникативная деятельность:
• Просмотр и обсуждение;
• Чтение и обсуждение;
• Создание ситуаций;
• Наблюдение;
Трудовая деятельность :
• Изготовление предметов,
• Совместный труд
Познавательно – исследовательская деятельность:
• Проектная деятельность
• Опыты, эксперименты,
Музыкальная деятельность:
• Слушание и обсуждение
• Муз игры
• Пение
• Подыгрывание
Изобразительная деятельность:
• Аппликация.
• Лепка
• Рисование
• Художественный труд
Восприятие художественной литературы и фольклора:
• Слушание, заучивание (стихи, загадки, пословица);
• Рассказ, беседа
ОСНАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.
Оснащение предметно – развивающей среды по ознакомлению детей с трудом взрослых, с учётом требований ФГОС, должны прослеживаются все пять образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
речевое развитие;
физическое развитие.
Например: Расширение знаний детей старшей группы о профессии «Врач».
Содержание центров активности организуются на основе интеграции по следующим направлениям:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ.
Центр «Сюжетно – ролевых игр».
Атрибуты и игровой материал для сюжетно - ролевых игр «Аптека», «Диагностический центр», «Больница для животных»,
Центр «Безопасности».
Дидактическое пособие с разметкой дрог, наборы мелкого строительного материала и дорожными знаками, машинами спец. транспорта.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Альбомы «Тело человека», «Профессия врача»; Детская энциклопедия,
игра «Части тела».
Центр «Экологии»
Мини огород по выращиванию зеленого лука, овощей.
Центр опытно-экспериментальной деятельности
Проведение экспериментов по отчистке воды, проективная деятельность «Почему почернел снег?».
Центр «Математики» (игротека)
Наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, различные виды мозаик, пазлы, игры на развитие мелкой моторики руки.
Нравственно-патриотический Центр
Альбом «Мой город», «Моя семья», «Профессии наших родителей».
Строительный» (конструктивный) Центр
Конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор, мелкие игрушки для обыгрывания, схемы - рисунки гаражей, машин скорой помощи; схемы - рисунки домов.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Центр «Книжкин дом».
Размещаются произведения о труде врача. Пословицы, поговорки о труде,
Загадки о предметах труда.
В Центре «Грамотности»
Дидактические игры «Кому без них не обойтись?», «Зачем нужно это делать?». серии картин и иллюстраций из серии «Профессии взрослых» для установления последовательности трудовых действий.
ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Содержание данного центра можно дополнить следующим материалом:
Раскраски по профессиям
Картинки, предметы необходимые для работы врача;
Картинки – ребусы «Дорисуй предмет»;
Иллюстрации к сказке Чуковского «Доктор Айболит», «Бегемот, который боялся уколов»,
Музыкально — театрализованный» Центр.
Атрибуты для разыгрывания сказок «Доктор Айболит», «Бегемот, который боялся уколов», слушание «Болезнь куклы» Чайковский П. И.
Центре «ИКТ»
Просмотр презентаций о труде врача, мультфильм «Доктор Айболит», «Бегемот, который боялся уколов», серии «Смешарики».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Центр «Если хочешь быть здоров!».
Стандартное и нестдартное физкультурное оборудование, алгоритмы выполнения различных упражнений, корригирующие дорожки, коврики, массажеры.
Уголок уединения.
Мягкие подушечки с различными животными. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса
Советы воспитателю по трудовому воспитанию детей.
1 Тактично и умело ввести ребенка в круг трудового общения
2. Важно, чтобы дети познали радость коллективного труда;
3. Поощрять помощь детей друг другу;
4. Формировать умения детей принимать общие решения, анализировать проявления инициативности и способности каждого ребенка.
5. Развивать у каждого ребенка умение быть и исполнителем и руководителем.
6. Уделять внимание воспитанию у детей культуры труда;
7. Развивать гордость от совместного труда детей и взрослых;
8. Знакомить детей с окружающими предметами и явлениями;
9. Развивать у детей любовь к природе;
10 Развивать у дошкольников качества личности : трудолюбие, гуманизм, уважение к труду сверстников и взрослых, результатам их труда, формировать чувства дружбы, отзывчивости, самостоятельности, инициативности, сознательности.
Литература
1. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. – М 2004.
2. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. 1991.
3. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М. ,. 2006.